Человечество давно научилось не доверять своим чувствам, в особенности, когда вокруг начинает происходить нечто, не вписывающееся в привычный, ожидаемый набор ощущений, и временами это недоверие становится значимым культурным феноменом. Хорошо известно, что новшества в сфере знания и искусства XVI-XVIII столетий существенно изменили традиционные представления о ценности, иерархии и достоверности чувственных впечатлений. Барочная игра иллюзий и перевоплощений, подчеркиваемая метафорами сумасшествия и театральности мира, риторика удивления, свойственная нарождающейся новой науке, являются, среди прочего, отражением определенного сбоя привычного чувственного восприятия мира. Они вывели на первый план с одной стороны первостепенную значимость ощущений в процессе любой коммуникации человека с миром, а с другой – их обманчивость, способность вводить в заблуждение и порождать иллюзии. Все это имело непосредственное отношение к восприятию перемен, имевших место в обществе и культуре раннего Нового времени.
XVI-XVIII столетия стали свидетелями изменений, коснувшихся практически всех сфер повседневной жизни европейцев. Горизонты расширились – были открыты новые земли и культуры, началось интенсивное освоение мира за пределами Европы, активизировались торговля и дипломатические связи и с дальними странами Старого света. Открытия способствовали получению новых знаний и сенсорного опыта, трансформировавших материальную культуру Европы и изменивших привычные семантические значения звуков, запахов и цветов в повседневной жизни. Не менее радикальными были перемены в социальной и политической сферах, принесшие изменения традиционной общественной структуры, развитие зрелищной придворной культуры, постепенное формирование институтов модерного общества и публичного пространства. Все эти перемены воздействовали на социальные практики меняющегося общества, заново определяя границы приемлемого и неприемлемого поведения, способствуя появлению новых гендерных и социальных стратегий коммуникации и трансформируя чувственные знаки, позволявшие ориентироваться в социальной реальности. Перемены затронули и представления о сакральном. Реформация и Католическая Реформа заставили европейцев переосмысливать свои отношения с божественным, и прежде всего, опыт восприятия сакрального, его воздействия на органы чувств. Все реформаторы, вне зависимости от конфессии, стремились к обращению человека к Богу, что выражалось в переориентировании всех чувственных восприятий таким образом, чтобы подготовить душу человека к этому выходящему за рамки всякого имеющегося опыта контакту. Масштабные изменения во всех сферах жизни породили почти болезненное стремление к воссозданию правильного, понятного и упорядоченного общества. Одним из важнейших его аспектов виделся контроль над эмоциями и телесными реакциями, рационализация и систематизация чувственных впечатлений. Их отсутствие или «неверные» ориентиры начали восприниматься как опасные и вредные, как в сфере социального порядка, так и в контексте науки и искусства.
В рамках конференции мы предлагаем обсудить эту корреляцию между чувственной дезориентацией и трансформацией привычных социальных границ, норм и практик, обуславливавших сословную, гендерную, национальную, конфессиональную и т.п. коммуникацию, и в значительной мере определившую культуру XVI-XVIII столетий. В частности предполагается затронуть следующие вопросы:
Приглашаем всех к обсуждению!
Просим присылать заявки на участие в конференции (аннотацию доклада до 300 слов и краткие сведения об авторе) на электронный адрес редколлегии альманаха «Адам & Ева» genderhistory@gmail.com до 1 мая 2021 г. Конференция пройдет в смешанном (онлайн и оффлайн) формате.
19 марта 2021
Начало: | 10:00, 07.06.2021 |
Окончание: | 18:00, 07.06.2021 |
Адрес: | Ленинский проспект 32 а |
Программа |
© 2024 Институт всеобщей истории РАН
Разработано в bitberry.ru