Рабочая группа по проекту "Литургический маркер религиозной идентичности христиан России и Западной Европы доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной эпох" (РНФ №25-28-00280)

О проекте

Проект направлен на экспликацию религиозных идентитарных процессов, отраженных в богослужебной практике христианских общин различных конфессий и деноминаций. Впервые в российской исторической науке процессы литургической демаркации рассматриваются как относящиеся к «долгому времени» («longue durée» Фернана Броделя) на широком поле, охватывающем как западнохристианские,  так и восточнохристианские традиции, представленные в религиозном ландшафте России, а также в Западной Европе. Цель проекта – создание фактологической и методологической базы для разработки комплексной междисциплинарной теории этнорелигиозных идентитарных процессов на конкретно-историческом христианском материале средневековья, Нового и Новейшего времени, включающем в себя западно- и восточноевропейский ареалы распространения разнообразных христианских конфессий на евразийском континенте (IX–XXI вв.).

Исполнители проекта, являются специалистами в области истории религий Европы в Средние века, Раннее Новое, Новое и Новейшее время, и опираются на два основных методологических подхода,  задаваемых вектором развития глобальной истории, с одной стороны, и культурной истории – с другой. Такой комплексный подход позволяет историкам церкви и философам-религиоведам учитывать  большинство эпистемологических «поворотов», сохраняющих свою актуальность для современной гуманитаристики (таких, например, как лингвистический, интерпретативный, социально-конструктивистский, новоисторицистский, семиотический, антропологический.).

Актуальность. В условиях «глобоцентризма» вновь остро встала проблема размывания этнорелигиозных идентичностей, как «западных» (оксидентализм), так и «восточных» (ориентализм). В глобальной истории эта проблема традиционно относится к сфере «множественных модерностей». Специфика идентификационных процессов в этнорелигиозных группах может рассматриваться в нескольких синхронных и диахронных плоскостях, как серия включений группы и/или индивида в местное – национальное – региональное – глобальное единство. Обсуждение проблем религиозной идентичности и ее «социально-конструктивных» механизмов приобретает острую актуальность как «большой вызов» в ситуации усиления религиозного фундаментализма и экстремизма.

Цель и задачи проекта. Разработка Разработка комплексной теории религиозных идентитарных процессов на конкретно-историческом христианском материале «долгого времени» Нового и Новейшего времени, включающем в себя западно- и восточноевропейский ареалы распространения разнообразных христианских конфессий на евразийском континенте, предполагает решение ряда задач, а именно:

  • разработку необходимой методологической базы комплексного междисциплинарного исследования религиозных идентитарных процессов, совершенствование языка описания ритуальных практик (в первую очередь, литургических и паралитургических) и взаимообогащение понятийного аппарата смежных дисциплин гуманитарного профиля, таких как история церкви, философия памяти, религиоведение, искусствоведение;
  • западноевропейский контекст предполагает литургиологическое изучение идентитарных процессов на территории континентальной Западной Европы и их рецепции в современном католицизме (принципы тридентской литургической реформы и их имплементация; деяния Второго Ватиканского собора: Sacrosanctum concilium [1963]; реформа Павла VI [1969/70];
  • исторический (в первую очередь – компаративный) анализ преимущественно канонических и литургических текстов для экспликации идентитарных процессов в Церкви Англии и иных церквях англиканской традиции. Компаративистский анализ литургических (английских, католических, лютеранских и кальвинистских) текстов;
  • иконологический и литургиологический анализ примеров современного христианоцентричного гимнографического и изобразительного русского православного искусства, а также храмового зодчества в контексте уточнения (этно)религиозной идентичности их авторов – художников, скульпторов и архитекторов, как «властителей умов», выражающих векторы творческого устремления широких слоев общества, примером чему могут служить ежегодные московские фестивали современного церковного изобразительного искусства и песнотворчества.
  • итоги подведет философско-исторический синтез полученных в ходе осуществления проекта сведений по истории и сравнительному анализу христианских литургий. Эти итоги позволят историкам, религиоведам и правоведам глубже понять и объяснить еще один новый современный культурный поворот, о котором религиоведы заговорили в переломное время 1999–2000 гг. – «поворот к религии», который в своих радикальных формах порождает социальные феномены религиозного фундаментализма, экстремизма и терроризма на этнорелигиозной почве.

Научная новизна проекта заключается, во-первых, во введении в отечественный научный оборот массива разнообразных исторических источников по истории литургии, развитию религиозного изобразительного искусства и храмовой архитектуры, в т.ч. путем перевода первоисточников с латыни, английского, французского и др. языков и их комментирования. Результаты комплексного анализа литургических (лаудационных) и паралитургических (мемориализационных) механизмов осуществления идентификации и самоидентификации, учитывающего достижения современной компаративистики, транснациональной истории, мир-системной теории и концепции множественных модерностей, позволят обогатить отечественную историческую науку абсолютно новыми направлениями исследования в истории религии, церкви, ритуала, такими как впервые разрабатываемые авторским коллективом культурная антропология идентичности и культурная история литургии.

Теоретическая новизна исследований обусловлена широкомасштабным комплексным подходом «долгого времени», совмещающим в одном проблемном поле множество детализированных аспектов, касающихся как нововременной, так и современной истории христианства в России и странах Западной Европы (Англии, Германии, Швейцарии и Франции).

Практическая новизна заключается в разработке комплексной междисциплинарной теории литургических идентитарных процессов на конкретно-историческом христианском материале Нового и Новейшего времени, включающем в себя западно- и восточноевропейский ареалы распространения в прошлом и настоящем разнообразных христианских конфессий на евразийском континенте.

Результатом проекта станет введение в отечественный научный оборот нового массива разнообразных исторических источников по истории литургии, развитию религиозного изобразительного искусства и храмовой архитектуры. В публикациях и докладах на научных семинарах и научно-практической конференции будут обсуждаться темы, непосредственно касающиеся как индивидуальных исследовательских траекторий участников проекта, так и осевой проблематики гранта в целом. Так, например, получат освещение вопросы методологии комплексного междисциплинарного изучения светских и религиозных обрядов и ритуалов, философии исторической и культурной памяти, сравнительной литургики (на материале католических, англиканских, лютеранских и реформатских литургий).

Этапы реализации проекта
  • Первый этап (1-й год): 2025
  • Второй этап (2-й год): 2026

Члены рабочей группы

Руководитель проекта

Фадеев Иван Андреевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН.

Исполнители проекта
  • Давыдов Иван Павлович, доктор философских наук, старший научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН; доцент, заместитель заведующей кафедрой философии религии и религиоведения, философский факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова.
  • Аникьев Илья Игоревич, младший научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН; ассистент кафедры истории Средних веков, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова.


Ленинский пр., 32 а, Москва, 119334
8 (495) 938-13-44
dir@igh.ru

© 2025 Институт всеобщей истории РАН

Разработано в bitberry.ru