В данном проекте ставятся и решаются вопросы необходимости исследования на конкретных церковно-исторических примерах социальных феноменов индивидуальной и социальной мемориализации и коммеморации; рассматривается целый комплекс явлений, связанных с коллективной памятью и ритуальными механизмами этно-конфессиональной и религиозно-политической самоидентификации. Актуальность данной темы прослеживается в ракурсе векторов развития проблемного поля нескольких близкородственных гуманитарных дисциплин, таких как философия религии, философия истории, теология, история Церкви, политология, культурология. Научная проблема, решаемая в данном случае, – это место и роль церковных ритуальных, в т.ч. литургических, и теологических механизмов в процессах этно-религиозной и социально-политической (само-)идентификации. Главный методологический вопрос – формулировка адекватных родовых определений само / идентичности и само / идентификации и разработка новых концептуальных подходов к изучению их многоразличных видов, – остается до сих пор не решенным.
Степень разработки темы в науке. Светская и церковная историческая политика в различные эпохи вырабатывает мемориальные стратегии, компенсирующие лакуны коллективной памяти. Такие стратегии могут использовать целый арсенал средств, о которых предупреждал еще учитель Алейды Ассман, немецкий историк понятий Райнхарт Козеллек, в их числе: мифологизация истории, «контрпроект» духовного ренессанса, нравственно-культурный очистительный катарсис и др.
Проблемами исторической памяти и коллективной идентичности специалисты гуманитарного профиля также занимаются достаточно давно и плодотворно, в качестве примера можно указать имена Мориса Хальбвакса, Самюэля Хантингтона, Френсис Йейтс, Фредерика Барта, Эрика Хобсбаума, Яна и Алейды Ассман, Йосефа Йерушалми, А.Н. Крылова, М.Н. Губогло.
Обращение к теологии, литургике, ритуалистике в исторической ретроспективе позволяет историкам исследовать систему символических образов, с помощью которых осуществлялась символическая коммуникация как в рамках правящих элит, так и между этими элитами и подчиненным им большинством.
Цель и задачи проекта:
Новизна предлагаемого нами подхода заключается в синтезе исторического, историко-церковного, теологического, историософского, религиоведческого и психологического знания, что позволяет ввести в философско-религиоведческий оборот ряд новых терминов: мнемофилия, мнемомахия, мнемофагия, религиозная стигматизированная идентичность и проверить их релевантность на конкретном историко-церковном материале.
Ожидаемые результаты: на конкретном историческом материале будет продемонстрирована роль религиозного ритуала в процессе формирования индивидуальной и коллективной идентичности и самоидентификации.
Их значимость вытекает из включенности данной проблематики в «Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Российской Федерации» «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», а именно: позволяет выработать адекватный ответ общественных наук на «большие вызовы» утраты национальной и культурной идентичности.
Давыдов Иван Павлович, доктор философских наук, доцент, заместитель заведующей кафедрой философии религии и религиоведения, философский факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова.
24 ноября 2021 года состоялось первое заседание научно-исследовательского семинара, организованного рабочей группой по проекту "Ритуальные механизмы этноконфессиональной и религиозно-политической самоидентификации в исторической ретроспективе." (РФФИ №21-011-44227).
Тема заседания: "Евхаристия и ритуальные механизмы процесса религиозной идентификации"
Цель данного семинара – комплексный историко-религиоведческий анализ значения христианского ритуала евхаристии в процессе религиозной (само-)идентификации. Для чего на конкретных примерах докладчиками будут, во-первых, эксплицированы и продемонстрированы мемориализационный и коммеморативный аспекты ритуальных практик и, во-вторых, в сравнительном ключе выявлены нюансы в понимании сущности евхаристии теологическими доктринами некоторых христианских конфессий.
В рамках семинара сделаны два доклада:
С видео-записью мероприятия можно познакомиться на Rutube-канале Центра по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН.
30 января 2023 года состоялось второе заседание научно-исследовательского семинара, организованного рабочей группой по проекту "Ритуальные механизмы этноконфессиональной и религиозно-политической самоидентификации в исторической ретроспективе." (РФФИ №21-011-44227).
Тема заседания: "Клир, литургия, икона: траектории процесса конфессиональной идентификации"
Цель данного семинара - посредством исторического, сравнительного, искусствоведческого анализа средневековой каноники, ранненововременного литургического богословия и современной иконологии эксплицировать идентитарные процессы в различных христианских конфессиях Западной Европы и России.
В рамках семинара прозвучали три доклада:
Аникьев Илья Игоревич. Духовенство в Римской Церкви IV-V вв.: эволюция и самоидентификация
Фадеев Иван Андреевич. "Lex orandi, lex credendi" v. "lex credendi, lex orandi": литургия как инструмент конфессиональной идентификации
Давыдов Иван Павлович. Страдающие средневековьем: иконография как маркер религиозной идентичности в ситуации дрейфа религиозных парадигм
© 2024 Институт всеобщей истории РАН
Разработано в bitberry.ru