14–15 декабря 2022 года в Москве на базе Института всеобщей истории РАН состоялось Всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами истории исторических факультетов вузов России «Историческое образование в высшей школе России: вызовы и перспективы».
Мероприятие было организовано Российским историческим обществом, Институтом всеобщей истории РАН, Фондом «История Отечества» и проходило в рамках деятельности Экспертного совета по развитию исторического образования в высшей школе при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и Федерального учебно-методического объединения 46.00.00 «История и археология».
В работе совещания приняли участие более 100 человек из 45 городов России, в том числе научный руководитель ИВИ РАН, Президент ГАУГН, руководитель ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 «История и археология» академик А.О. Чубарьян; директор ИВИ РАН, член-корр. М.А. Липкин; член-корр., заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН Е.И. Пивовар; председатель правления РИО К.И. Могилевский; ректор РГГУ А.Б. Безбородов и другие представительные лица.
В ходе совещания были рассмотрены актуальные вопросы преподавания истории в условиях проходящей в России трансформации университетского образования в целом и исторического образования в частности. С фундаментальным докладом о роли исторического знания и исторической памяти в современной России выступил академик А.О. Чубарьян.
Важное место в работе Совещания заняли перспективные научные исследования и проблема возможностей их внедрения в образовательный процесс: цифровой поворот в гуманитарном знании; условия и возможности бытования и развития исторического знания и образования в медиатизированной среде; когнитивные исторические исследования. Участники Совещания высказались о необходимости проведения курсов повышения квалификации для историков высшей школы в 2023 году.
Особое внимание в работе Совещания было посвящено проблеме преподавания истории для не-историков. Участники Совещания высказали ряд замечаний по разрабатываемой Институтом российской истории РАН Концепции преподавания истории для негуманитарных направлений подготовки, отметили необходимость сохранения всемирного компонента в рамках данного курса, увеличения доли самостоятельной работы студентов, проблемного преподавания курса, поделились опытом преподавания данного курса в разных регионах России.
Отдельная сессия Совещания была посвящена состоянию исторического образования в России. По результатам ряда мониторингов, инициированных и проведенных под эгидой Российского исторического общества, были обозначены проблемные моменты в организации исторического образования в России, а именно резкое сокращение кафедр, лабораторий и научно-образовательных центров по всемирной истории, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, а также научных школ по этой проблематике. Участники совещания отметили, что это стало последствием «оптимизации» российского образования, проводимого в течение последних двух десятилетий.
Не осталось без внимания и явное преобладание европейских и американских исследований в общем пространстве исторического образования в ущерб востоковедческим, африканским, латиноамериканским и другим регионам земного шара. Мониторинг качества исторического образования за последние пять лет также обозначил существенные диспропорции, существующие в приеме и подготовке историков. Участники Совещания выступили против единого учебника по истории для вузов, но по итогам мониторинга российских учебников высказались за обновление учебной литературы, а также отметили необходимость разработки целого пула учебно-методических пособий по теории и методологии истории, источниковедению, историографии.
Серьезные дебаты участников Совещания состоялись в рамках сессии, посвященной задачам и тенденциям развития высшего образования в России. Заслушав сообщения министерства науки и высшей школы РФ о задачах на ближайшую перспективу, а также о подготовке нового – четвертого – поколения ФГОС ВО, участники совещания выявили ряд непроработанных проблем реформирования и отметили трудности перехода на новое поколение образовательных стандартов. Большинство участников высказало сомнения в необходимости и оправданности очередного реформирования высшей школы, нацеленного на существенное сокращение объема профессиональной подготовки обучающихся, сложности в решении вопроса о присвоении нескольких квалификаций на фундаментальных направлениях подготовки и в целом – при реализации единого стандарта на укрупненную группу.
Последний день совещания был посвящен учебно-методическим проблемам преподавания истории в вузах. Участники Совещания рассмотрели и обсудили сложности в реализации ФГОС ВО 3++, поделились опытом подготовки обучающихся по разным направлениям на объединенной кафедре, возможностями проведения профессиональной общественной аккредитации образовательных программ по направлению «Исторические науки и археология», отметили особенности и организационные вопросы преподавания востоковедения и африканистики в нашей стране и др.
27 дек. 2022
© 2024 Институт всеобщей истории РАН
Разработано в bitberry.ru