Сотрудники Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций ИВИ РАН и работающие с ними одной командой коллеги ведут работу над статьями по истории и культуре Древнего Востока для «Российской исторической энциклопедии».
Каждое из больших тематических направлений ставит при работе над энциклопедией нового поколения новые и сложные задачи, и наше не является исключением. Со времен изданий энциклопедий такого формата, как РИЭ, посвященных древнему Востоку, и отечественных, и зарубежных, прошли десятилетия. За это время накоплены важнейшие новые результаты прежде всего в области этнической истории и археологии (в том числе благодаря освоению огромного генетического материала и развитию лингвистики), исследователи вышли далеко за рамки, диктовавшиеся ранее ограниченным набором письменных источников, были открыты новые культуры.
Древняя история все больше предстает перед исследователями как череда сменяющихся и взаимодействующих друг с другом, «ойкумен» –мир-систем, включавших многие очаги цивилизации, охватывавших огромные пространства, расширявшихся и сужавшихся, проходящих сквозь кризисы и иногда крушения, пока, наконец, к рубежу эр не сложилась гигантская супер-ойкумена, охватившая почти все население Старого Света. Эта картина во многом не укладывается ни в привычное деление «Восток – Греция – Рим», ни в условное, восходящее по сути к европо- и элладоцентричности, конструирование некоего одного «Востока» из всех североафриканских и азиатских ареалов. То, что век назад из-за недостатка знаний могло казаться варварской периферией, смутным и неясным фоном для развития хорошо освещенных источниками центров цивилизации, предстало наряду с ними важными элементами одного многокрасочного мира.
Практически ушли в прошлое – и в мировой, и в отечественной науке – телеологические историософские схемы, стремившиеся подогнать историю любого общества к заранее принятой шкале универсального однолинейного развития и увидеть в ней отражения собственного исторического и культурного опыта; мало кто сейчас захочет видеть в реформе Эхнатонапроявление «перехода от политеизма к монотеизму» (стоит вспомнить, что в религии Эхнатона было два подлежащих поклонению божеств-«повелителей» – Атон и он сам, Эхнатон) или искать во всякой смуте проявление классовой борьбы, движущей социальный прогресс. Зато небывалого масштаба достигло изучение того, что лежит в фокусе внимания антропологии – историяинститутов, реалий общественной организации и жизни, права, механизмов воспроизведения и изменения культуры. Продолжают накапливаться и фактографические достижения – вплоть до того,что в прошлом году был по-настоящему открыт для науки, благодаря случайно найденным табличкам, один из важнейших языков Передней Азии, аморейский. Выявлено множество неизвестных ранее событий этнополитической истории.
Отражать новый уровень и объем научного знания в статьях, по необходимости очень ограниченных в объеме и в самом своем количестве –задача сложная, и решать ее можно только командой – в нее входят сотрудники не только ИВИ РАН, но и МГУ имени М.В. Ломоносова, ИСАА, Института востоковедения РАН, Института языкознания РАН, других научных центров и структур. Уже разработка нового словника оказалась трудным делом, и коллеги достаточно эмоционально спорили о том, каким из их излюбленных исторических деятелей или государств предстоит пожертвовать, а что все же останется в энциклопедии. В итоге история Древнего Востока оказалась у нашей команды высоко персонализированной: в словник включены важнейшие этнополитические образования, крупнейшие центры, но особенно – историческиедеятели, в статьи о которых мы стремимся включить сведения о социальных явлениях и процессах, разворачивавшихся во время их жизни.
Мы сделали выбор в пользу сокращения числа статей ради того, чтобы в них можно было включить детальную информацию, отсутствующую в большинстве текстов энциклопедических и обобщающих жанров и считающуюся принадлежностью узкоспециализированных изданий. Мы стремимся к тому, чтобы в статьях понаиболее сложным и малоизученным вопросамчитатель мог получить информацию, которую не нашел бы никаким другим образом, если только он сам не является специалистом по теме статьи. Насколько оправдан этот выбор и насколько мы справимся с его реализацией – покажет результат нашей работы.
А. Немировский.
10 марта 2023
© 2024 Институт всеобщей истории РАН
Разработано в bitberry.ru