В следующем году страна отметит 100-летие события, которое изменило ход истории. Оценить масштабы и последствия Октябрьской революции до сих пор непросто. В преддверии вековой годовщины академик РАН Александр Чубарьян провёл пресс-конференцию на тему «2017-й – год столетия революции». Сообщает Юлия Казюкова.
По мнению академика Чубарьяна, оценка революционных событий столетней давности для России – повод для переосмысления всего советского периода.
«История может быть фактором консолидации, а, может, - и фактором раскола. До настоящего времени в оценке революции у нас в обществе было много раскола», - добавил научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
По мнению историка, после принятия стандарта для средней школы появилось более лояльное отношение к событиям начала прошлого века. Что меняется? Революцию теперь не называют по-советски «локомотивом истории». Понятие «Великая октябрьская революция» тоже ушло. Происходящее в феврале, октябре 1917-го и Гражданскую войну предложено объединить в один процесс – Великую российскую революцию.
«У нас есть определенные силы, которые сегодня активно выступают против того, что мы предложили рассматривать русскую революцию не как одномоментное событие. Не выделять, как в советское время выделяли: Февральскую революцию - со знаком минус. Плюс в том смысле, что она покончила с монархией, но минус в том, что она открывала дорогу для так называемого либерального течения», - отметил Александр Чубарьян.
Историки до сих пор спорят о происхождении революции, влиянии на нее Первой мировой войны. Дискуссии развернутся на международной конференции в сентябре 2017 года – на нее съедутся порядка 150-ти специалистов. Конечно, будут давать оценки Октябрю, большевизму, Ленину.
«Я думаю, надо дать спокойную оценку этому лидеру. Надо понять, почему большевики оказались наиболее подготовленной силой, которая взяла власть в России», - считает Александр Чубарьян.
По мнению академика Чубарьяна, в оценке революции сегодня надо проявлять исторический подход и терпимость, взвешивать все плюсы и минусы, и именно так рассказывать о ней школьникам.
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/160433
07 дек. 2016
© 2024 Институт всеобщей истории РАН
Разработано в bitberry.ru