«Россия и Европа: исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания XVIII–XX вв.» – международная научная конференция под таким названием проходит сейчас в Москве. Её организаторы – Институт всеобщей истории (ИВИ) РАН и Российский научный фонд. На форум приехали известные учёные из Австрии, Англии, Германии, Израиля, Италии, Франции, Швеции, Польши, Грузии, Литвы, Эстонии, Израиля.
Выбор темы не случаен. Сегодня не самые простые времена отношений России с европейскими странами. Ситуация заставляет посмотреть на проблему не только с политической точки зрения, но исторической и мировоззренческой. «Наша конференция посвящена новым спорам о старом, – сказал научный руководитель ИВИ, академик РАН Александр Чубарьян. – И внутри нашей страны, и за её пределами возрождаются дискуссии на тему: «А что же такое Россия? Часть Европы или нечто другое?» 150 лет назад этот вопрос расколол общественное мнение российской интеллигенции, и вот он снова в повестке дня. Найти ответы помогает взгляд на историю нашего взаимодействия с Европой в исторической ретроспективе».
К слову, тема России и Запада обсуждалась и на недавнем ХХ Всемирном Русском соборе. В своём выступлении патриарх Кирилл отверг как идею якобы врожденного антагонизма между этими двумя сущностями, так и представление о том, что наша страна обречена навеки быть в положении «догоняющей». Альтернативу таким подходам он видит в равноправном диалоге и наведении мостов. Основания для этого есть, что показывает многовековая история.
Россия развивалась по своему пути. Она не пережила в полном объёме Европейское Просвещение, Реформацию, Контрреформацию, наложившие отпечаток на многие аспекты европейской цивилизации.
Зато на формирование Древней Руси сильно повлиял Восток и проект «Степь», то есть взаимоотношения с соседними племенами и в более широком смысле с Золотой Ордой, которой впоследствии Россия не дала проникнуть на территорию Европы.
Но в целом наша страна шла в том же направлении, что и все остальные государства континента. Даже в самые ранние периоды своего развития она оставалась органической частью Европы, что выражалось в торговле, широких династических связях, заимствовании опыта.На российском престоле оказалась немецкая гражданка Екатерина II, снискавшая себе популярность на своей второй Родине и много полезного сделавшая для развития вверенной ей империи. Впитав в себя российскую ментальность, она вместе с тем олицетворяла связь России с европейскими ценностями и, как известно, переписывалась с европейскими просветителями.
За два века до Петра I Россия начала прорубать окно в Европу, ещё при Иване III (Великом). Так полагает профессор Высшей школы социальных исследований из Парижа, иностранный член РАН Морис Эмар. Уже в конце XV века началась передача технологий и знаний из Европы в Россию, куда приглашались инженеры, архитекторы, другие специалисты из Северной Италии. «В XVI веке, – говорит он. – Москва знала мир гораздо лучше, чем мир знал Москву. В следующие три столетия Европа и Россия реагируют одинаково и одновременно открываются и закрываются друг для друга».
Сегодня весьма актуальна тема – образ России в Европе, и наоборот. В Институте всеобщей истории создан большой проект «Россия в мире». Он предусматривает новые публикации воспоминаний путешественников, купцов, папских легатов, которые посещали Россию, начиная с глубокой древности и кончая XIX веком. Они во многом формировали её репутацию в общественном мнении своих стран. Записки разные, как и разное к ним отношение, но они существуют и должны учитываться, поскольку интеллектуалы Европы до сих пор пользуются ими. «Мемуары» содержат как отрицательные, так и положительные отзывы.
Интересно, что в Европе существует большой интерес к работам «славянофилов» Данилевского и Аксакова, но при этом там забывают, что в истории отечественной общественной мысли позапрошлого века были Белинский, Чаадаев и немало публицистов и философов, продвигавших европейские ценности.
Россию часто упрекают в её подверженности авторитаризму. Но эта особенность вытекает из специфики её исторического пути. У нас всегда идея государства котировалась выше идеи конкретной личности, которая доминирует у западных европейцев. Однако это не аргумент, чтобы отказывать нашей стране в принадлежности к европейской цивилизации. Великобритания – её бесспорная часть, однако брексит случился. История любой страны отличается своеобразием, нравится это кому-то или нет.
Посол ФРГ в России Рюдигер фон Фрич напомнил, что в ноябре в Германии отмечают, с одной стороны, две успешные революции: 1918 года – свержение кайзера Вильгельма II и 1989 года – падение Берлинской стены и объединение Германии, а с другой стороны, 9–10 ноября – памятная дата начала преследования евреев и печально известной «Хрустальной ночи» 1938 года. Честный подход к истории требует, по его мнению, чтобы в споре гордости и памяти вторая не уступила первой.
«Наша цель, – сказал дипломат, – в том, чтобы отношения, пусть непростые, но определённые, были направлены на взаимное сотрудничество, создание взаимных позитивных образов, а не на разобщение стран и народов».
Когда мы смотрим на себя в историческом зеркале, то должны видеть то, что в нём реально отражается, а не то, что сами хотим видеть. Политика России XIX века включает в себя самые разные события. Было нашествие Наполеона и Бородино. Но в то же время на протяжении длительного периода Россия вместе с Англией, Францией, Пруссией, Австрией состояла в Священном союзе, объединяющим фактором которого был легитимизм, а целью – противодействие революционным движениям в Европе. Потом случилась Крымская война, где союзники оказались по разные стороны баррикад. А в начале ХХ века Россия заключила с Англией и Францией военно-политический блок «Антанта».
Вывод очевиден: в истории надо искать не то, что разъединяет, а то, что объединяет.
Таких примеров немало. Революция 1917 года, казалось, развела недавних партнёров, но контакты Европы с советским государством продолжались. Наряду с Чемберленом и Даладье, не признававшими режим большевиков, был и Черчилль, сильно эволюционировавший к началу Второй мировой войны, когда мы создали антигитлеровскую коалицию со странами – лидерами западного мира. И даже в последующий период холодной войны взаимодействие не прекращалось. В Москву приезжал де Голль, через два года после введения советских танков в Чехословакию – канцлер ФРГ Вилли Брандт, позже – президент Франции Миттеран.
Да, мы помним, что Запад боролся не только с советской Россией. Он, особенно в XVI–XVIII столетиях, когда Россия стала укрепляться как государство, исключал её из многих общеевропейских проектов. Но именно на Западе родилась идея «Европы от Атлантики до Урала»... Так что наши отношения – не постоянная константа, они переживают спады и подъёмы. И как ни странно, в этом академик Александр Чубарьян черпает оптимизм.
«Не надо драматизировать сегодняшнюю ситуацию, – считает он. – Исчезло идеологическое противоборство обеих сторон. Ни в культурном, ни в религиозном плане история не даёт никаких оснований для нашего противостояния. Более того, сейчас, когда Западная Европа ищет пути взаимодействия с исламом, она могла бы с пользой для себя использовать опыт России».
Не обошли участники дискуссии и события дня. Британский профессор из Университета Кента Ричард Саква заявил: «Брексит, как и победа на выборах в США Трампа, – знак распада либерального порядка, который пришёл на смену холодной войне. Тому есть ряд причин, в числе которых – шоковые результаты для многих стран «неолиберализма». На смену ему приходит новая повестка, но какая – ещё неизвестно. Её характерная черта – политические решения: 2012 год – возвращение Путина, 2014 год – Крым, 2016 год – брексит и приход Трампа. Стало можно оспаривать такие «бесспорные» прежде понятия, как глобализация, космополитизм...»
Красной нитью через многие выступления прошла мысль о необходимости иной парадигмы отношений России и Европы. Они должны основываться на общности цивилизации и единой христианской религии и в то же время учитывать происходящие в мире изменения. В выработке этих подходов большая роль принадлежит гражданскому обществу, в том числе людям науки, образования, культуры.
15 нояб. 2016
© 2024 Институт всеобщей истории РАН
Разработано в bitberry.ru