СМИ о нас
Летом на встрече Владимира Путина с участниками Российского исторического общества академик РАН Александр Чубарьян вручил главе государства только что вышедший очередной том 18-томной Российской исторической энциклопедии. Внимание к истории и отражению в ней образа России - один из отличительных трендов государственной политики последнего десятилетия. О роли истории в жизни современного общества мы беседуем с научным руководителем Института всеобщей истории РАН, председателем Национального комитета российских историков, сопредседателем Российского исторического общества, председателем экспертной комиссии Российского совета олимпиад школьников по истории Александром Чубарьяном. Выдающемуся российскому историку в октябре исполняется 85 лет.
30 «ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ»
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
- В чем выражается для нашей страны суть национального подхода к истории?
- Мы сегодня должны понять, что такое Россия как культурно-историческая общность. И культурно-историческая идентичность. Поиски национальной идеи, чем мы одно время увлеклись, я думаю, малопродуктивная вещь. Следует понять, что специфика России состоит в том, что мы являемся частью мира, но со своей собственной культурной и исторической парадигмой.
Наша страна уникальна, потому что расположена и географически, и культурно одновременно в Европе и Азии. Поэтому современное понимание евразийской концепции, на мой взгляд, заключается в том, что Россия представляет собой мост, синтез европейских и азиатских культур и цивилизаций. И сегодня сколь важна экономика, столь важна и культурная составляющая.
- В последние годы в российской исторической науке происходит пересмотр больших пластов истории нашего государства. Будет ли старшее поколение по истечении какого-то времени в состоянии находить общий язык с потомками?
- Подготавливая культурно-исторический стандарт для преподавания истории в средней школе, мы по просьбе учителей выделили примерно 30 «трудных вопросов», которые вызывают дискуссии в обществе.
Первый - происхождение древнерусского государства. Казалось бы, решенный вопрос, тысячи книг, разные норманистские и антинорманистские теории... Однако сегодня возникла необходимость вновь возвратиться к нему в связи с тем, что украинские историки серьезно изменили понимание своей собственной истории и соответственно оценки древнерусского государства, которое называлось Киевская Русь. Лично для меня не вызывает сомнений, что именно оно послужило тем полем, на котором сформировались идентичность и государственность трех народов - русского, белорусского и украинского. А это и есть истоки древнерусского государства - Древней Руси.
- А что с другими «трудными вопросами»?
- Они касаются различных эпох. Подчеркну, что у нас принципиально изменилось после 1990 года отношение к истории России XIX века. Во времена идеологического контроля понятия - «знать», «аристократия», «императорская власть» - рассматривались со знаком минус. Сейчас есть некоторый перекос - уход от критики российских монархов обернулся их полной апологией.
Ведутся новые исследования роли Павла I и особенно исторической роли Александра I, действительно выдающегося государственного деятеля. Даны новые оценки правлению Николая I. Мы обратили взгляд нашей истории в то огромное трагическое событие, которым явилась Первая мировая война. Ее жертвам поставлен хороший памятник на Поклонной горе в Москве.
ОЦЕНКА РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
- СЮЖЕТ ЕЩЕ НЕ ЗАВЕРШЕННЫЙ
Плакаты времен Гражданской войны из открытых источников |
-Через год исполняется 100-летие Октябрьской революции. Это тоже «трудный вопрос» истории?
-Да, это еще не завершенный сюжет. Неоднозначность восприятия русской революции 1917 года вытекает из разнопланового состояния нашего политически и идеологически многополярного общества. Большинство историков согласились, что революция 1917 года - процесс, а не одномоментное событие. Важным стало достижение согласия в восприятии Гражданской войны.
Надо донести до понимания школьников, что в ходе ее своя правда была и у белых, и у красных. Но главное - нужно выработать понимание, что нельзя отстаивать свою правду через уничтожение противника с другими взглядами.
В дискуссию внесут вклад и наши коллеги со всего мира. В сентябре 2017 года в Москве пройдет генеральная ассамблея международного комитета историков и в её рамках конференция на тему «Российская революция и ее место в истории ХХ века».
-Предположу, что и весь советский период столь же сложен в оценке.
-И здесь оценки расходятся. Были злоупотребление властью, репрессии, насильственность, коллективизация сельского хозяйства, но в то же время сильное промышленное развитие, строительство индустриальных гигантов, был подлинный расцвет советской культуры, науки, образования. Такой единый комплекс. И следует показать, что история многопланова и нельзя вырывать из нее отдельные части, аргументируя те или иные проявления эпохи и власти. Неизбежно и продолжение дискуссий о роли Сталина, но это уже другой вопрос.
-Есть ли у зарубежных историков какая-то консолидированная оценка Октябрьской революции?
-На Западе нет консолидированных точек зрения. Поколение советологов, формировавшихся в довоенные и послевоенные годы, ушло. Они писали биографии Ленина и Сталина, книги об Октябре 1917 года. Правда, сейчас к этой теме возрождается интерес со стороны молодых ученых, которые не стоят в общем-то на экстремистских позициях. Они тоже будут приглашены на форум в Москву.
-Имела ли революция всемирно-историческое значение, как говорили в советское время?
-Я считаю, что она сыграла огромную роль в истории ХХ века, ибо перевернула многие представления о мире и оказала колоссальное влияние на множество разных аспектов общественного устройства. Историческое значение бывает не обязательно с плюсом. Революция сконцентрировала внимание на социальных проблемах. Тема социальной справедливости прошла красной нитью через программные моменты мировой социал-демократии. Появилось понятие левой альтернативы. Но та же революция привнесла и элементы насилия, террора. Надо отдельно рассматривать ее разные аспекты и этапы.
«НЕТ» ФАЛЬСИФИКАЦИИ,
«ДА» НАЦИОНАЛЬНОМУ КОНСЕНСУСУ
-Вы только что вернулись из командировки во Францию. Если не секрет, каковы были ее цели?
-В рамках Года культурного туризма России и Франции обсуждалась тема исторических маршрутов. Мы намерены в институте сделать путеводители для французских туристов, выезжающих в РФ, и для российских - во Францию. У нас это все, что связано с древней, старой историей, огромные массивы памятников, все «Золотое кольцо», храмы, церкви, исторические места - то же Бородино, Куликово поле, города Петербург, Казань. Здесь с русской православной культурой удачно сочетается мусульманская цивилизация. Это и Байкал, это и маршрут на поезде через всю страну на Дальний Восток.
-И Екатеринбург, наверное, со снесенным домом купца Ипатьева?
-Конечно. Столица Урала сегодня приобрела и современное звучание. Два месяца назад я посетил там музей Ельцина, куда довольно много людей ходит. В нем интересное собрание документов. Мне понравилось и как он сделан, и сама фигура Ельцина, противоречивая...
-Наше общественное сознание в таком взбаламученном состоянии, что сейчас какой вопрос российской истории ни возьми, он попадет в разряд спорных. Как преподнести школьникам эпоху Ивана Грозного?
-Мы готовим 30 брошюр по тем вопросам, где нужно найти разумный баланс восприятия. Иван Грозный ассоциируется с опричниной, насилием и в то же время с реформенными преобразованиями. Десять брошюр уже вышли. В том числе по национальным проблемам.
Особый разговор по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Недавно опубликована ее многотомная история. Мы сталкиваемся с попытками умалить роль нашей страны в разгроме германского фашизма.
-Сейчас практически к любому периоду или исторической личности применяется эпитет «неоднозначный». А бывают ли вообще в истории непротиворечивые фигуры и эпохи?
-Почему же нет? Величие личности не исключает, что она оценивается по-разному. Кромвель в Англии, Наполеон во Франции, Ленин у нас. Есть однозначные, абсолютно негативные оценки Нерона в Древнем Риме и Гитлера в ХХ веке.
-На днях вы и патриарх Кирилл выступали на открытии в храме Христа Спасителя выставки «Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой горе». Что за точки соприкосновения у Института всеобщей истории и Московской патриархии?
-Мы создаем многотомную историю русского православного зарубежья. Руководители этого исторического труда, не имеющего аналогов в нашей стране, российские ученые и митрополит Иларион. Участвуют в нем и ученые из США. Думаю, издание привлечет внимание и за пределами России. Российская история привлекает многих.
Кстати, французы проявляют большой интерес к предстоящему в 2017 году 300-летию Великого посольства Петра Первого в Париж (его визит во Францию состоялся в 1717 году).
РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И
САКРАЛЬНОСТЬ СИМВОЛОВ
-Как вы относитесь к тому, что на Украине сейчас происходит вымарывание исторической памяти о советском периоде развития?
-Это явное пренебрежение к собственной истории. Что прискорбно, особенно в отношении истории Великой Отечественной войны. Мы много лет сотрудничали с украинскими историками и готовы продолжать взаимодействовать.
-Но когда в Петербурге открывается доска Маннергейму, это разве не одно и то же? Общество отреагировало неоднозначно...
-Ну и что? Это нормально для демократического государства. У нас и памятник Колчаку поставлен, а раньше считалось, что он хуже Маннергейма. Последний, хотя и был главным в советско-финской войне, но подписывал перемирие...
-Не придем ли мы к тому, что и генералу Власову возведем памятник?
-Нет! Причем тут Власов? Он предал страну, присягу. Это абсолютно однозначная фигура, которая никогда не может быть оправдана. Есть решение Нюрнбергского трибунала, квалифицирующее пособничество гитлеровскому режиму как конкретное преступление.
Есть в истории какие-то сакральные вещи, которые невозможно пересмотреть. Например, победа русской армии в войне 1812 года или в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Такие символические святыни составляют гордость нации в любом государстве.
-Александр Оганович, были ли у вас за последние годы открытия, потрясшие вас? Пересмотрели ли вы какие-то свои взгляды?
-Я не мог предположить, что когда-нибудь прочитаю документы Политбюро и высших органов нашей власти, раскрывающих всю историю страны с 20-х по 50-е годы прошлого века. Я изучал международную ситуацию накануне Второй мировой войны и, конечно, по-новому увидел многие события.
Разумеется, некоторая переоценка есть. В принципе в целом от своих работ не отказываюсь.
Историк не может застывать на догматической позиции. Если обнаруживаются новые факты, подтвержденные документально, взгляды должны корректироваться. В разные эпохи часто меняются и исторические представления. По-моему, такая постановка вопроса правильна. Иначе ни человек, ни общество не смогут развиваться.
Беседовала Людмила Глазкова
11 окт. 2016