23 июня 2022 г. в 18:00 в комнате 1406 состоится очередное заседание Нумизматического семинара ИВИ РАН. На заседании будет представлен доклад к. иск., с.н.с. Государственного музея Востока «Византийская монета: от иконоподобия к десакрализации». В развитии византийской нумизматической иконографии вычленяются несколько этапов, соответствующие принципам изобразительного решения монеты (солида, иперпирона, милиарисия и т.п.) и ее восприятию эмитентом и пользователем. Одним из движущих стимулов этого развития следует полагать менявшуюся со временем степень вовлеченности монеты в символический акт богообщения и наделение ее чертами предмета как личного, так и публичного, официального благочестия – иконичностью и иконоподобием. Возможность такой эволюции была обусловлена пониманием самой монеты как носителя сакрализованного «образа власти». Его основной компонент – портрет с именем монарха – несмотря на малые размеры и условное сходство, представлял живого правителя-эмитента. Связь между портретом на монете и изображенным оказывалась столь же имманентной и действенной, как между иконным образом и его прототипом. Со второй половины IX в. облик золотой монеты определяет религиозно-государственная символика, выстроенная в соответствии с принципом образного антропоморфизма. Денежный знак со штемпельным отпечатком (лика Спасителя, Богородицы, святых) воспринимался современниками как парадигма иконного образа, точное подобие идеального прототипа-протографа. Сакральную полноценность отпечатка, наряду с иконографией, гарантировал должный качественный уровень его исполнения и удостоверяла инвокативная легенда. На пике функционального иконоподобия(X-XI вв.) монета была превращена в реальный инструмент публичного благочестия правителя, созданный посредством объединения зримого образа святого и легенды-инвокации, призывающей о помощи эмитенту-государю. Этой цели прямо служит оформление милиарисиев, их фракций, некоторых золотых эмиссий. С XII в. монеты высшего достоинства начинают утрачивать иконоподобие, в первую очередь, за счёт изменившей формы, ставшей выпукло-вогнутой, что влекло за собою и снижение качества воспроизведения штемпелей. Процесс десакрализации монеты привёл к тому, что в середине XIV в. изображения на них, не утрачивая тематической связи с церковным искусством, воспринимались вполне рационалистически.
Приглашаем всех желающих принять участие в работе семинара!
14 июня 2022
Начало: | 18:00, 23.06.2022 |
Окончание: | 20:00, 23.06.2022 |
Адрес: | Ленинский проспект 32а, 1406 |
© 2024 Институт всеобщей истории РАН
Разработано в bitberry.ru