СКОНСТРУИРОВАННЫЕ КУЛЬТЫ, ВЫМЫШЛЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ: СВЯТЫЕ, КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ БЫЛО

Конференции

Отдел исторической антропологии и истории повседневности

Редколлегия журнала «Одиссей. Человек в истории»

Институт всеобщей истории РАН

Ленинский проспект, 32а, ауд. 1406

проводит 3 июня 2024 года

всероссийскую конференцию

СКОНСТРУИРОВАННЫЕ КУЛЬТЫ, ВЫМЫШЛЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ: СВЯТЫЕ, КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ БЫЛО 

Программа

Мы продолжим нашу традиционную серию «Святой и общество» и в этот раз сосредоточимся на различных аспектах истории вымышленных святых.

В интервью 2010 г. высокопоставленный чиновник Дикастерии по делам святости Роберт Сарно заявил, что определить точное число святых невозможно. Это утверждение, с одной стороны, вполне отвечает каноническому положению о том, что церковь почитает в ряду героев веры как известных, так и неизвестных ей святых. Главной манифестацией этой идеи является празднование Дня всех святых в католической и связанной с ней традициях. С другой стороны, подобное высказывание отсылает и к очевидному факту, что в состав церковных календарей и мартирологов включено значительное число святых, истинность деяний которых и даже само их существование не могут быть подтверждены достоверными свидетельствами. Наглядное подтверждение этому предоставляет реформа Общеримского календаря (Calendarium Romanum Generale), осуществленная в 1969 г. как одно из последствий II Ватиканского собора. Помимо собственно литургических новаций, она предполагала исключение из списка 93 святых. В соответствии с постановлением Павла VI, достоверность их жизни и деяний объявлялась сомнительной, т.к. основывалась на чисто легендарных и вымышленных рассказах. Это решение было шокирующим, поскольку сомнению подвергалась истинность древних, повсеместно почитаемых и популярных святых, в том числе, раннехристианских мучеников. Впрочем, как это часто бывает, был найден компромисс между верифицируемой достоверностью и религиозной традицией: исключение из Общего календаря не означало вычеркивание из местных мартирологов, более того, был оставлен шанс для возвращения в прежний перечень самых громких имен, как это произошло в 1975 г. с Георгием Победоносцем.

Сомнения в истинности сведений о святых, особенно в том, что касается древних героев веры, истории которых в большинстве случаев дошли в форме неправдоподобных повествований, столь же стары, как и само формирование массовой практики почитания святых. В любом случае, они не были порождением культуры модерна, результатом становления рациональных канонизационных процедур и научных источниковедческих методик. В сочинениях теологов и в церковных постановлениях эпохи патристики актуализируется вопрос о критериях достоверности агиографических нарративов при признании или отрицании отдельных культов. Стремительное расширение христианства после его официального признания в IV в. приводило к существенным коммуникационным трансформациям, в том числе и в процессах создания, сохранения и трансмиссии памяти о «своих» святых как в локальных сообществах, так и в общецерковном взаимодействии. В процессе возникновения массовых культовых и паломнических практик обнаружилось, что «реальные» истории мучеников были забыты. Отсутствие или крайняя скудость «правдивых» известий легко замешалась созданием фантастических, пространных, красочных повествований. В знаменитой компиляции VI в., получившей название Decretum Gelasianum, помимо канона библейских и разрешенных для церковного чтения текстов, названы сомнительные сочинения, в том числе и акты мучеников. Указывая на их явную вымышленность и даже подозрение в ереси, предполагаемый понтифик IV в. отмечает, что деяния этих святых более известны Богу, чем людям, что не мешает их оправданному почитанию верующими. Проблема, артикулированная полтора тысячелетия назад, а именно, противоречие между долгой традицией почитания и исторической сомнительностью объекта почитания, сохраняет свою актуальность и по сию пору.

В связи с вопросом о «сомнительных» или «вымышленных» святых мы предлагаем обсудить следующие проблемы:

- Является ли религиозное почитание исторически недостоверных персонажей сугубо христианским феноменом, связанным с особенностями социального и культурного формирования этой религии, или имеет соответствия в иных цивилизационных и интеллектуальных пространствах? Какова природа этих соответствий – типологическое сходство, генетическая преемственность, отдельные заимствования?

- В случае с «вымышленными» святыми популярность и устойчивость почитания опиралась на три базовых элемента. 1. Создание развернутой легенды о святом, рецепция, распространение и расширение которой обеспечивали длительное сохранение памяти о ее герое в разных социальных, территориальных и временных контекстах; 2. Наличие популярного культового места (мест), ассоциированного с реликвиями святого и его личным присутствием, и, что критически важно, с его чудотворными способностями; 3. Существование устойчивого церковного и религиозного сообщества (сообществ), прямо заинтересованного в расширении славы своего патрона. В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли определить некий универсальный механизм взаимодействия этих элементов, установить их иерархию в качестве неизменной матрицы? Или исследователь всякий раз имеет дело с конкретной и уникальной констелляцией обстоятельств развития культа?

- Рассмотреть разные модели формирования агиографических повествований о «вымышленных» святых: последовательное расширение нарратива, отталкивающееся от кратких упоминаний отдельных лиц в «авторитетных» текстах, таких как Священное писание, сочинения Отцов церкви, церковные календари; искаженное прочтение эпиграфических или книжных записей; контаминация нескольких персонажей, в процессе которого уже существующая легендарная традиция об одном переносилась на другого (других); создание легендарных рассказов о жизни и чудесах предполагаемого обитателя популярного культового места, где само святилище становилось источником конструирования персонажа; создание отдельными религиозными или церковными сообществами развернутых циклов о своих (предполагаемых) основателях, где герои становились прямой персонификацией этических и институциональных ценностей общины.

- Особый интерес представляет феномен т.н. «лжесвятых», который формировался в процессе борьбы отдельных церковных групп и религиозных движений между собой. Лицо (лица), чье поведение выбивалось за рамки конвенционального религиозного поведения, начиная с раннего христианства называлось «раскольником», лжепророком, служителем Сатаны. Его учение объявлялось ложным, претензии на преобразование духовной или институциональной жизни – разрушительными, а благочестие и аскетизм – лицемерным прикрытием глубинного разврата. Победившая сторона объявляла подобных «реформаторов» колдунами, язычниками, еретиками, ведьмами на протяжении многих столетий, конструируя их образ как инверсию собственной модели «нормального», должного благочестия. Некоторым из таких проповедников обновления религиозной жизни, впрочем, удалось вписаться в существующую официальную церковно-религиозную матрицу и даже заслужить формального признания святости.

Конференция пройдет по адресу: Москва, Ленинский проспект 32а, ауд. 1406 в смешанном формате. 3 июня 2024 г. Начало в 10.15.

Оргкомитет: Ю.Е. Арнаутова (ИВИ РАН), А.Б. Герштейн (ИВИ РАН), А.Д. Пантелеев (СПбГУ), М.Ю. Парамонова (ИВИ РАН).

Если Вас заинтересовала конференция, и Вы хотели бы посетить её очно в качестве слушателя и Вам необходим пропуск в здание Президиума РАН, просим до 31 мая (включительно) написать своё полное имя и аффилиацию сюда: odysseus1989j@gmail.com

Если Вы хотите подключиться к онлайн-трансляции конференции, напишите, пожалуйста, указав своё полное имя и аффилиацию, по адресу: odysseus1989j@gmail.com

Будем рады Ваш видеть!

С уважением, Оргкомитет.

27 мая 2024

Начало: 10:00, 03.06.2024
Окончание: 18:00, 03.06.2024

Ленинский пр., 32 а, Москва, 119334
8 (495) 938-13-44
dir@igh.ru

© 2024 Институт всеобщей истории РАН

Разработано в bitberry.ru