Актуальные проблемы истории Нового времени

Семинары

Уважаемые коллеги!

Центр по изучению XIX века Отдела новой и новейшей истории ИВИ РАН приглашает принять участие в заседании регулярного семинара «Актуальные проблемы истории Нового времени», которое состоится 28 сентября 14.30 в очном формате (адрес: Ленинский проспект, 32а, ИВИ РАН, 1507).

Тема семинара: «Союз Земли и Воды»: вопрос блокады Шельды в истории Бельгии и Нидерландов

Программа семинара:
Доклад д.и.н., в.н.с. ИВИ РАН Галины Алексеевны Шатохиной
«Закрытие Шельды Республикой Соединенных провинций в 1587-1795 гг.: цели и механизм реализации»
В докладе речь идет о закрытии устья Шельды – блокаде судоходства по Нижней Шельде между Антверпеном и морем. Она была организована Республикой Соединенных провинций в ходе войны Нидерландов с Испанией в конце XVI в., но продолжалась в течение всего периода существования Республики. Блокада оказала большое влияние на развитие экономики Северных провинций и негативно сказалась на хозяйстве Южных Нидерландов, и, прежде всего, Антверпена, став причиной упадка этого некогда мощного центра торговли. Именно в таком ключе в научной литературе XIX – начала XX в. освещалась блокада Шельды. Но исследования второй половины XX в. представили новые материалы и несколько иною оценку механизма регулирования судоходства на этом отрезке реки.
Доклад к.и.н., с.н.с. ИВИ РАН Александры Олеговны Хорошевой
«Проблема свободы навигации по Шельде во внешней политике Бельгии в XIX – начале ХХ в.»
В докладе предполагается осветить один из важных вопросов бельгийской внешней политики рассматриваемого периода – свободы навигации по Шельде. В ходе Наполеоновских войн объявленная свобода навигации по водной артерии способствовала развитию региона, расширению порта Антверпена и строительству фортификационных укреплений. Включение бельгийских провинций в состав Королевства Нидерландов по итогам Венского конгресса сохранило это положение, но после Бельгийской революции 1830 г. и отделения южных провинций Бельгия была обязана уплачивать Нидерландам пошлины за провоз товаров. Только в 1863 г. этот экономический вопрос был решен, что рассматривалось бельгийцами не только как удачная сделка, но и как дипломатический успех. Тем не менее, снятие финансового бремени не означало полной свободы, поскольку навигация по Шельде оставалась закрытой для военных кораблей. В связи с этим, к концу XIX в. вопрос приобрел особое значение, напрямую касаясь системы национальной обороны государства, однако, он так и не был решен до Первой мировой войны. В итоге, в годы войны сформировалась официальное требование «абсолютной» свободы навигации по Шельде, которое было озвучено на Версальской мирной конференции. Документы российской миссии в Брюсселе Архива внешней политики Российской империи, ранее не вводившиеся в научный оборот, послужили источником, позволившим проследить процесс попытки претворения в жизнь одной из этих важнейших внешнеполитических задач Бельгии в конце XIX – начале ХХ в.

25 сент. 2022

Актуальные проблемы истории Нового времени
Начало: 14:30, 28.09.2022
Окончание: 16:00, 28.09.2022

Ленинский пр., 32 а, Москва, 119334
8 (495) 938-13-44
dir@igh.ru

© 2022 Институт всеобщей истории РАН

Разработано в bitberry.ru