Biography:
e-mail: esmilian @ mail. ru
Образование и научные степени:
2004 – докторская диссертация. Российский государственный гуманитарный университет
1987—кандидатская диссертация. Исторический факультет МГУ
1978 – диплом историка, преподавателя. Исторический факультет МГУ
Диссертации:
Докторская диссертация: Суеверие и народное религиозное вольнодумство в России XVIII века. М.: РГГУ, 2004.
Кандидатская диссердация: Следствия по «духовным делам» как источник по истории общественного сознания в России первой половины XVIII в. М.: МГУ, 1987.
Трудовая деятельность:
Июль 2012 г. – настоящее время – профессор факультета истории / школы исторических наук НИУ ВШЭ
Январь 2005 – июнь 2012 г. – профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени РГГУ
Сентябрь 2000- декабрь 2004 – доцент кафедры отечественной истории древнего мира и средних веков Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
2000 г. (март-сентябрь) – исследователь в Kennan Institute for Advanced Russian Studies (Woodrow Wilson Center), Washigton D.C., USA
19922000 – научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ
1978-92 – сотрудник Археографической лаборатории кафедры источниковедения Исторического факультета МГУ
Публикации (данные с 2012 г. см. на сайте ВШЭ)
Монографии
Смилянская И.М., Велижев М.Б., Смилянская Е.Б. Россия в Средиземноморье: Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. Общ. Ред. Е.Б.Смилянской. М.: Индрик, 2011. 840 с. илл.
Рец.: Полунов А.Ю. // Вестник РГНФ. 2011. № 4. С. 184-187.
Ланда Р.Г. //ВОСТОК(ORIENS). 2011. № 6. С. 166-172.
Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007. 432 с., илл.
Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и духовные преступления в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 462 с.
Рец. На русском и английском языках.
Частично переведена: Smilyanskaya Elena. Witches, Blasphemers, and Heretics Popular Religiosity and "Spiritual Crimes" in Eighteenth-Century Russia in Russian Studies in History. Issue: Volume 45, Number 4 / Spring 2007 Pages: 35 – 85 (in English).
Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Рукописи старообрядцев Бессарабии. Ч. 1-2. М.: ИНИОН, 2000. (Ч.2 в соавт. С Н.Г.Денисовым). 530 с. (депонирована ИНИОН РАН 28.02.2000 № 55396, 55397)
Смилянская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII в. (Тимофей Текутьев и его “Инструкция о домашних порядках”). М., 1998. 204 с.
Рец.: John Randolph. The Old Mansion: Revising the History of the Russian Country Estate // Kritika: Exploration in Russian and Eurasian History. Fall 2000. № 1(4). P. 729-749 (о работе Е.Б.Смилянской: с. 738-740).
Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Круглова Т.А., Смилянская Е.Б. Рукописи Верхокамья XV-XX вв. в библиотеке Московского университета. М., 1994. 459 с.
Мир старообрядчества. М.-СПб., 1992. Вып.1. (ред. и сост. в соавт. с И.В.Поздеевой, автор статей). 139 с.
Кириллические издания. XVI век – 1641 г. Находки археографических экспедиций 1971-1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета / авт., сост. Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 2000. 416 с. (Участие в издании (описание 51 экз. старопечатных книг).
Отреченное чтение в России XVII – XVIII в. М.: Индрик, 2002. С. 75 – 174; 297 - 364 (часть коллективной монографии; объем публикации Е.Б.Смилянской 10 а.л.).
Основные статьи (всего более 90 публикаций):
Смилянская Е. Б. Ересь Дмитрия Тверитинова и московское общество начала XVIII в. // Проблемы истории СССР. М., 1982. Вып. XII. С. 34-52.
Смилянская Е. Б. Вопросник археографической экспедиции и его роль в изучении культуры старообрядчества. //Археография и изучение духовной культуры. III Уральские археографические чтения. Тезисы докладов. Свердловск, 1987. С. 93-95.
Смилянская Е. Б. Уголовный розыск по делу о любви // Наука и религия. 1987. № 3. С. 24-25.
Смилянская Е. Б. Полемические сочинения первой четверти XVIII в. в свете постреформационных движений петровского времени // Из истории общественной мысли и культуры народов СССР. М., 1987. С. 45-63.
Смилянская Е. Б. Судебно-следственные документы как источник по истории общественного сознания (методика обработки "духовных дел" Синода и Тайной канцелярии первой половины XVIII в. //Актуальные проблемы изучения и издания письменных исторических источников. Всесоюзная научная сессия. Кутаиси, 18-20 сентября 1988 г. Тбилиси, 1988. С. 120-123.
Смилянская Е. Б. Материалы сыскных дел первой половины XVIII в. по обвинению вологжан в кощунстве и волшебстве (к изучению народного сознания) //Археография и источниковедение истории Европейского Севера РСФСР. Тезисы выступлений на республиканской научной конференции. Вологда 2- 5 июня 1989 г. Вологда, 1989. Т.2. С. 106-108.
Смилянская Е. Б. Народные магические представления и социально-политическое поведение (по судебно-следственным материалам первой половины XVIII в.) // Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. XXII сессия Всесоюзного аграрного симпозиума. Тезисы докладов и сообщений. М., 1989. С. 158-160.
Смилянская Е. Б. Донесение 1754 г. в Синод Суждальского епископа Порфирия «якобы во граде Суждале колдовство и волшебство умножилось». //Христианство и церковь в истории России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989. С. 254-260.
Смилянская Е. Б. Белокриницкие приходы в Молдове (книжность и культура) // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 179-185.
Смилянская Е. Б. Книжник старообрядческого села Кунича, что в Бессарабии, К. И. Донцов. //Мир старообрядчества. М.-СПб., 1992. Вып.1: Личность. Книга. Традиция. С. 82-99.
Смилянская Е. Б. Научные публикации по итогам комплексных археографических исследований МГУ (1966-1992) //Мир старообрядчества. М.-СПб., 1992. Вып. 1: Личность. Книга. Традиция. С. 127-137.
Смилянская Е. Б. Инок-вольнодумец Павел Жидовин: судьба и воззрения. //Духовная культура: История и тенденции развития. Тезисы докладов научной конференции. Сыктывкар 1 - 5 июня 1992 г. Тезисы докладов. Сыктывкар, 1992. С. 121-122.
Смилянская Е. Б. Тема богоотступничества в русской традиции первой половины XVIII в. и «История о пане Твердовском» // Slavia Orientalis. 1992. Т.XLI. С. 63-71.
Смилянская Е. Б. Осмысление Библии в русском религиозном вольнодумстве первой половины XVIII века // Biblia a kultura Europy. Lodz, 1992. Т.1. С. 216-224, 259 (summary in English).
Смилянская Е. Б. К вопросу о народной смеховой культуре XVIII в. (следственное дело о Службе кабаку в комплексе документов о богохульстве и кощунстве). //ТОДРЛ. СПб., 1992. Т.45. С. 435-438.
Смилянская Е.Б. Университетские фрагменты “Истории о пане Твердовском” (к изучению “фаустовской” темы в русской литературе первой половины XVIII в. // Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета (Исследования и материалы). М., 1993. С.188-203.
Агеева Е.А., Смилянская Е.Б. Находки археографических экспедиций, пополнившие фонды МГУ (обзор поступлений 1984-1989 гг.) // Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета (Исследования и материалы). М., 1993. С.236-256.
Смилянская Е.Б. О формировании источниковой базы для изучения позднего старообрядчества // Источниковедение XX столетия. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва 28-30 января 1993 г. М., 1993. С. 169-171.
Смилянская Е.Б. "Суеверная" книжица первой половины XVIII в. // Живая старина. 1994. No 2. C.33-36.
Смилянская Е.Б. Пасха у старообрядцев в Молдавии // Живая старина. 1994. № 2. С.37-41.
Смилянская Е.Б. "Искра истинного благочестия". Религиозные воззрения старообрядцев Верхокамья // Родина. 1995. No 2. С.10-13.
Смилянская Е.Б. Комплексное изучение религиозного сознания крестьян-старообрядцев (по материалам полевых исследований Московского университета в Верхокамье // Studia Rossica. II. Warszawa, 1994. С.103-110.
Смилянская Е.Б. Следственные дела "о суевериях" в России первой половины XVIII века в свете проблем истории общественного сознания // Rossica. 1996. No 1. [Euroslavica, Praha]. P.3-20.
Смилянская Е.Б. Заговоры из рукописных материалов XVIII в.// Русский эротический фольклор. М.,1996. С.362-370, 599-602.
Смилянская Е.Б. Идеал дворянского гнезда середины XVIII в. в “Инструкции о домашних порядках” Т.П.Текутьева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 2. С.45-51.
Ageeva E.A., Robson R.R., Smilianskaia E.B. Старообрядцы-спасовцы: пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России XX столетия // Revue des Etudes Slaves. T.69: Vieux-Croyants et Sectes Russes du XVIIIe siècle a nos Jours. Paris,1997. P.101-117.
Смилянская Е.Б. Судебно-следственные документы как источник по истории общественного сознания (из опыта изучения “духовных дел” первой половины XVIII в.) // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. С. 168-175.
Смилянская Е.Б. К истории донского старообрядчества // Старообрядчество: История. Культура. Современность. Тезисы научной конференции. М., 1997. С. 125-127.
Смилянская Е.Б. О некоторых особенностях крестьян-старообрядцев Верхокамья // Традиционная народная культура населения Урала. Пермь, 1997. С.119-124.
Смилянская Е.Б. Микрокосмос верхокамского старообрядца на исходе XX века // Старообрядческая культура Севера. М.-Каргополь, 1998. С.53-56.
Смилянская Е. Б. Старообрядчество Бессарабии: история и книжность. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 1998. С. 211-213.
Smilianskaia E. Insulted Saints and Defiled Icons: Blasphemy, Popular Religion and Modern Rationalism in Early Imperial Russia from the Late 1680s-1750s // Fonction sociales et politiqes du culte des saints dans les societes de rite grec et latin au Moyen Age et a l'epoque moderne. Approche comparative. Wroclaw, 1999. Р. 367-379.
Смилянская Е. Б. Поругание святых и святынь в России первой половины XVIII в. (по материалам следственных дел) // Одиссей. Человек в истории. 1999. Москва, 1999. С. 134-149, 357 (резюме на английском).
Смилянская Е.Б. К изучению историко-культурного значения Ветковско-Стародубского старообрядческого центра в XVIII-XX вв. // История церкви: изучение и преподавание. К 2000 летию Рождества Христова. Материалы научной конференции. Екатеринбург 22-25 ноября 1999 г. Екатеринбург, 1999. С. 205-210.
Smilianskaya E. B. Russian Old Believers in Moldova // "Silent as Waters We Live": Old Believers in Russia and Abroad. Helsinki, 1999. P.75-82.
Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Певческие традиции старообрядцев Бессарабии // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы. Москва, 1999. С. 221-225.
Смилянская Е. Б. К изучению "народного христианства" (беседы о вере со старообрядцем-книжником) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. Москва, 2000. № 3. С. 105-113.
Смилянская Е. Б. "Любовь твоя раны мне великие дает..." (Чувства и страсти по следственным материалам XVIII в.) // Мифология и повседневность. Гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001. С. 26-45; 452 (annotation).
Смилянская Е. Б. "Суеверие" и рационализм властей и подданных в России XVIII века // Европейское просвещение и развитие цивилизации в России. Саратов, 2001. С. 219-224.
Смилянская Е. Колдовство у трона //Родина. М., 2001. С. 45-49.
Смилянская Е. Камергер и колдун: "Беспутное обманство" царедворца-чародея // Родина. М., 2001. С. 38-41.
Smilianskaia E. B. 'God Has Plenty of Space:' Old Belief and Popular Christianity // Slavonica. Vol 7. No 2, (Sheffield Academic Press) 2001, pp.28 -
41 [ISSN 1361-7427].
Смилянская Е. Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. // Семинар «Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII века». М.: РОО «Содействие сотрудничеству Института имени Дж. Кеннана», 2000. 32 с.
Смилянская Е.Б. Скандал в благородном семействе Салтыковых: пагубные страсти и “суеверия” в середине XVIII в. // Россия в XVIII столетии. Вып. 1. М., 2002. С. 74-96.
Смилянская Е.Б. Магические верования: проблемы и задачи сравнительно-исторического анализа // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С. 5-14.
Смилянская Е.Б. Выработана система координат для дальнейших исследований (раздел в: "Круглый стол" Русская усадьба и ее судьбы // Отечественная история. 2002. № 5. С. 146-147.
Смилянская Е.Б. Роль запрета в сохранении идентичности конфессиональной группы (по материалам старообрядческих общин) // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003. С. 143-152.
Смилянская Е.Б. О еврее Гирше Нотовиче, хулившем Христа: судебный казус екатерининского времени // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Сб. статей. М., 2003. С. 151-159.
Смилянская Е.Б. К истории книжности и культуры старообрядческих поселений Бессарабии и Белой Криницы. //Старообрядцев Молдавии живое слово. Материалы международной научно-практической конференции "Старообрядчество Молдавии: истоки и современность", состоявшейся в г. Кишиневе (Республика Молдова) 14-16 декабря 2002 г. Кишинев, 2003. С. 240-257.
Смилянская Е.Б., Денисов Н. Г. Певческая культура старообрядцев Бессарабии // Старообрядцев Молдавии живое слово. Материалы международной научно-практической конференции "Старообрядчество Молдавии: истоки и современность", состоявшейся в г. Кишиневе (Республика Молдова) 14-16 декабря 2002 г. Кишинев, 2003. С. 217-240.
Смилянская Е.Б., Юхименко Е.М. Искатели жемчуга, или Новые материалы о распространении старообрядческих взглядов в Поморье в 30-х гг. XVIII в. // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.: Сб. науч. трудов. Вып. 3. М., 2004. С. 123-137.
Смилянская Е.Б. «Суеверия» и народная религиозность в России Века Просвещения // Canadian American Slavic Studies. 2004. Vol. 38 (№ 1-2). P. 121-154.
Смилянская Е.Б. «Суеверие» и рационализм властей и подданных в России 18 века // Европейское просвещение и цивилизация России. М., 2004. С. 204-211.
Смилянская Е.Б. Сакральное и телесное в народных повествованиях XVIII в. о чудесных исцелениях // //Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей / Под ред. К.Богданова, Ю.Мурашова, Р.Николози. М.: Новое издательство, 2006. С. 28-40.
Перевод глав 3, 6, 11, 16 в кн.: Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический очерк магии и гаданий в России / Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
Смилянская Е.Б. Ведьмы, знахари и клирики. Магическое целительство в России XVIII века // Отечественные записки. № 28 (1). 2006. С.72-82.
Смилянская Е.Б. О концепте «суеверие» в России века Просвещения // Сны Богородицы: Исследования по антропологии религии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. С.19-31.
Smilyanskaya Elena. Popular Christianity in Russian and Western Scholarship: problems and perspectives // Имперская Россия/Classical Russia. 1700-1825. 2006. № 1. P.55-65.
Smilyanskaya Elena, Robson Roy. Keeping the Ancient Piety: Old Believers and Contemporary Society// Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / Ed. Valerie A.Kivelson, Joan Neuberger. Yale, Yaole University Press, 2008. P. 243-247.
Смилянская Е.Б. Воспитание благочестия: стратегии светской и духовной власти России XVIII в. // Человек в культуре русского барокко. М.: ИФ РАН, 2007. С. 452-469.
Смилянская Е.Б. Греческое княжество, присягнувшее Екатерине Великой (1770-1775) // Родина. 2010. № 2. С. 60-63.
Смилянская Е.Б. Россия в Средиземноморье: политика и пропаганда екатерининского времени // Вестник РГНФ. 2008. № 4. С. 45-55.
Смилянская Е.Б. Русские в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция как опыт освоения культурного пространства (аннот. на англ. яз., илл.) http://www.perspectivia.net/content/publikationen/vortraege-moskau/smilyanskaya_mittelmeerraum.
Смилянская Е.Б. Смилянская И.М. Российское присутствие в Восточном Средиземноморье: религиозные и политические дискусы эпохи Екатерины II // Chrześcijańskie dziedzictwo duchowe narodów słowiańskich. Seria II: Wokol kultur srodziemnomorskich. Т. 2. Historia, Język, . Kultura. Bialystok: Trans Humana, 2010. P. 369-385. Аннот. На англ. Яз. (с. 385).
Смилянская Е.Б. Освоение Средиземноморья во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг.: реалии и символы // Историческая география: пространство человека vs человек в пространстве. Материалы XXIII Международной научной конференции. Москва, 27-29 января 2011 г. М., 2011. 136-146.
Смилянская Е.Б. «Россы в Архипелаге», или Двадцать греческих островов Екатерины Великой (1770-1775) // Е.Р.Дашкова и екатерининская эпоха: Культурный фундамент современности. М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2011. С. 163-174.
Смилянская Е.Б., Цапина О.А. Антиклерикализм Века Просвещения: Восток и Запад христианского мира // Антиклерикализм как культурно-исторический феномен. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2011. С. 60-82.
Смилянская Е.Б. История внешней политики как объект междисциплинарных исследований: Россия и Средиземноморье в XVIII в. // Гуманитарные чтения РГГУ-2010. М.: РГГУ, 2011. С.209-215.
Смилянская Е.Б. Суеверие и народное религиозное вольнодумство в России XVIII в. // Труды Историко-архивного института. М.: РГГУ, 2011. Т. 38. С. 259-293.
Смилянская Е.Б. Символическое значение "русских праздников" в Средиземноморье в 1770-е годы // Е.Р.Дашкова и XVIII век: Традиции и новые подходы / М., 2012. С. 164-172.
(данные с 2013 г. см. на сайте ВШЭ)
Руководитель и участник проектов, получивших поддержку научно-исследовательских фондов:
2015 – РГНФ. Издание монографии «Греческие острова Екатерины Второй».
2013-2014 г. – Научный фонд ВШЭ. Проект «Средиземноморские владения Екатерины II: имперский проект и социокультурная реальность. Монографическое исследование»
2012 - Российский гуманитарный научный фонд, историко-культурная экспедиция «Российское княжество в Греческом Архипелаге (1771-1775): памятники и историческая память»
2012 - Российский гуманитарный научный фонд. Издание коллективной монографии "О вере, о жизни, о своих и о чужих в России XX-XXI в. (к изучению специфики биографического и религиозного нарратива)". Объем 23,5 а.л., илл.
2010 – «Центр и периферия в исследовании религиозных институций Центральной Европы и России XVII-XIX вв.» Институт перспективных исследований (INSTITUT D'ETUDES AVANCEES) l’Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales et Politiqies. Paris, France. Май – июль.
2009 – Российский гуманитарный научный фонд, историко-культурная экспедиция «Памятники российского присутствия 1770-х гг. в Греческом Средиземноморье».
2008-2010 – Российский гуманитарный научный фонд, рук. проекта: «Устный нарратив как источник для изучения биографии и меняющейся картины мира»
2005-2007 - РГНФ “Средиземноморская политика Екатерины II и ее культурный контекст”.
2003 - Ecole des Haute Etudes en Sciences Sociales et Politiqies, Paris, France
2003 – CDC (Curriculum Development Competition, Central European University)
2002 – ACLS (American Council for Learned Studies): ‘Superstition’ and ‘Rational faith’ in Russia of the Age of Enlightenment: methodology and source study.
2002 – IREX (Small grants program for alumnis): архивные изыскания в 2002 г. в Санкт Петербурге.
2002 – Российский гуманитарный научный фонд, издание монографии «Волшебники, богохульники, еретики (народная религиозность и духовные преступления в России XVIII в.).
2001-2003 - Российский гуманитарный научный фонд, исследовательский проект «Суеверие» и народная религиозность в России XVIII-XX вв. (источниковедение и методы исследования)
1999-2001 - Research Support Scheme (Open Society Institute), Prague
2000 (March-September) Kennan Institute, Woodrow Wilson Center (USA) – Regional Exchange Fellow
1999 Maison de Sciences de l’ Homme, Paris, France (Directeur des etudes dans l’Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales et Politiqies, Feb.-April 1999)
1998 – Pennsylvania Humanities Council for the conference “Old Believers in Traditional Russian Culture” (co-sponsor of the conference with dr. Roy R.Robson)
1998-2000 – Российский гуманитарный научный фонд, написание монографии “Народное христианство в России: источниковедческие проблемы изучения»
1998 – Российский гуманитарный научный фонд, полевые археографические исследования в Центральное России
1997/1998 – IREX (International Research and Exchange Board – USA) for field research in Russia and the conference “Old Believers and Their Culture” (Erie, PA, USA) (co-sponsor of the conference with dr. Roy R.Robson)
1997 - Российский гуманитарный научный фонд, публикация монографии "Дворянское гнездо в России середины XVIII в. Тимофей Текутьев и его Инструкция о домашних порядках»
1996 - Российский гуманитарный научный фонд, полевые археографические исследования в Приуралье
1996 - Open Society Institute (Фонд Дж. Сороса). Составление каталога славяно-русских рукописей Научной библиотеки МГУ
Доклады на международных конференциях и научных семинарах, в том числе:
2014-2015 (см. на личной странице ВШЭ)
2012 – Симпозиум «Liberty, Justice anf Law» University College, London.
2011 – Международный конгресс исследователей XVIII века (Грац, Австрия)
2010 - Восточное Средиземноморье в межкультурных и межгосударственных отношениях XVIII-XIX вв. (София, Болгария)
2010 - Центр и периферия в религиозной жизни России и Европы (Париж, Франция)
2009 - Православные конфессии Восточной Европы в Век Просвещения (Афины, Греция)
2008 – Ежегодный симпозиум Британской группы по исследованию России XVIII века (Лондон-Хаддесдон, Великобритания)
2008 - Международный симпозиум по изучению филэллинизма (Торунь, Польша)
2007 - Межкультурные связи в Средиземноморском регионе (Польша, Белосток)
2004 - Russia and the Orthodox Religion. Gregynog, University of Wales, UK
2003 – Демоны, магия и христианская вера (Семинар по исторической антропологии. ИВИ РАН)
2003 – Человек читающий (ИВИ РАН)
2003 – Медицина и русская литература (Констанц, Германия)
2002 - «Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга»
2002 – Человек между Царством и Империей. Институт человека РАН
2002 - Народная религиозность как проблема исследования СПб., Европейский университет
2002 – Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия (Новгородский государственный университет и Товарищество выпускников Института Кеннана)
2001 – Европейское просвещение и цивилизация России (Саратовский госуниверситет)
20001 – Мифология и повседневность. Петербург, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
2000 - Семинар РОО «Содействия сотрудничеству Института имени Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук» (материалы изданы)
2000 - Вашингтонский филиал Русской академической группы США, Вашингтон
2000 - Russia’s Old Believers: A Traditional Religious Community in the New Russia (The Atlantic Council of the United States, Washington, DC)
2000 – Russian Culture and History of the 17th – 18th Centuries (Los Angeles, University of Southern California)
1998 – Old Believers in Traditional Russian Culture (USA, Erie, PA; co-sponsor of the conference)
1998 – Старообрядчество Русского Севера (International Conference, Kargopol)
1997 – Tolerance and Persecution. Christian Attitudes to Jews in Middle Ages and Early Modern Time (Moscow, Moscow Lomonosov State University)
- Political and Social Functions of the Cult of Saints in the Societies of Latin and Orthodox Christianity (Wroclaw, Wroclaw State University)
1995 – Город и провинция - City and Provincial life. Польша, Педагогический институт г. Ченстохова.
1994 - Interdisciplinary approaches in Slavic Studies. Warsawa
1994 - Atlas of Old Ritualists (Finland)
1993 – Источники по истории XX века. Москва, РГГУ
1992 - The Bible in European Culture, Lodz University of Poland
1979, 1991, 1996, 1998 - "Ломоносовские чтения». Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова
1990 - III международный симпозиум «Традиционная духовная и материальная культура старообрядческих поселений Европы, Азии и Америки». Новосибирск-Москва. АН СССР
1989 - XXII Всесоюзный аграрный симпозиум. Минск. АН СССР
1988 - Актуальные проблемы источниковедческих исследований. Кутаиси. Археографическая комиссия Грузии
Прочитаны лекции:
По курсам «История России», «Историческая антропология», «Историческая психология», «Антропологическая история России XVIII в.», «Славяно-русская палеография», «История старообрядчества», «Полевая археография», «Введение в специальность историка», «Книга в контексте русской культуры X-XVIII вв.» и др. в МГУ им. М.В.Ломоносова (с 1979), Тверском государственном университет (1980-1992), Ягеллонском университет в Кракове (1991), Университете Российской Академии образования (1994-1999), Sorbonne Paris-IV (1999, 2001), University of Michigan (1998), George Town University (2000), Marry Washington College (2000), РГГУ (2000-2004), Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales (Paris, 2003), Universite Paris-VIII (2006) etc.
Полевые исследования:
Археографические и этнокультурные: исследования старообрядческих поселений в СССР, России (1975 – 1999), и в старообрядческой общине Erie (USA, PA 1998, 2000), в изучение памятников российского присутствия XVIII в. в Греции (2008-2011).