Дорогие коллеги! Невзирая на обстоятельства, мы приглашаем вас принять участие в круглом столе, посвященном проблематике, которая оказалась неожиданно актуальной в условиях предписанной самоизоляции. Мы очень надеемся, что к началу июня появится возможность провести круглый стол в очном формате. Если же ситуация не улучшится, круглый стол состоится в онлайн-режиме. В этом случае о форме его проведения мы сообщим дополнительно.
Проблематика чувственного опыта в истории становится популярной с конца 1970-х годов в связи с изучением ментальности, истории телесности и различных телесных практик. Тогда выходят такие известные работы, как «История дерьма» Доминика Лапорта или «Миазм и нарцисс» Алена Корбена. В конце 1990-х – начале 2000-х годов стремление преодолеть границы лингвистического поворота способствовало расширению поля гуманитарных исследований, в связи с чем эта проблематика стала привлекать все больше внимания историков, культурологов, антропологов. Изучение способов взаимодействия с окружающим миром, основанные на чувственном восприятии, стало исследовательским инструментом, который позволил по-новому оценить все многообразие культурного опыта. На сегодняшний момент это одно из самых актуальных направлений междисциплинарных исследований. Редколлегии альманаха гендерной истории «Адам & Ева» в последние годы провела цикл мероприятий, посвященных изучению чувственного опыта в истории: «Знаки женственности и мужественности в европейской и русской культуре Нового времени» (2016), «Мужские и женские голоса в истории Средневековья и Нового времени» (2017), «Негативный чувственный опыт и конструирование социального в истории» (2018), «Конструирование болезненного опыта в премодерных культурных текстах» (2019). Нынешний круглый стол является продолжением этого исследовательского проекта.
Многочисленные новшества раннего Нового времени привлекли внимание к чувственной и эмоциональной стороне жизни. Новые экзотические товары, искусство барокко, поражающее воображение своей фантазийностью или гиперреалистичностью, развитие парфюмерии, новейшие изобретения – все это и многое другое наполняло мир новыми красками, звуками, запахами и тактильными ощущениями. В европейской культуре формируются особые пространства, предназначенные для чувственного наслаждения – оперные театры, кофейни, увешанные картинами и зеркалами галереи, сады, пленяющие ароматами и красками всевозможных растений. Идея чувственной насыщенности, отличавшая образ жизни при дворе, подразумевала ошеломление, удивление и восхищение, неразрывно связанное с блеском золота и зеркал, изысканными звуками музыки, запахами экзотических цветов и вкусами заморских напитков. Размах этой новой сенсорной культуры неизбежно привлек внимание и к тому, что существуют пространства, вызывающие отторжение и омерзение, а также те, в которых чувственное воздействие на человека намеренно сведено к минимуму. Иерархия различных пространств стала напрямую коррелировать с их чувственными характеристиками. Сама идея пространства в этот период неразрывно связана с сенсорным опытом: зарождающаяся новая наука была построена на идее мира, данного человеку в ощущениях. Оставалось только определить, в какой мере и на каких основаниях человек может им доверять.
Способность ощущать окружающий мир оказалась одновременно достоинством, лежащим в основе получения нового опыта и нового знания, и слабостью, делающей человека заложником страстей, вызываемых чувственным воздействием и парализующих разум. Это, в свою очередь, сделало очевидной связь между сенсорной способностью человека и механизмами осуществления власти. Постоянное присутствие ощущений и сомнение в их достоверности, осознание возможности намеренного воздействия на чувства человека и манипулирования им – все это существенным образом определяло разнообразные практики, связанные с конструированием, использованием и репрезентацией различных типов пространств. Они выявляют сложные взаимоотношения между представлениями об окружающем мире, наполненном ощущениями, и о человеке, обладающим той или иной степенью чувствительности, способностью чувственно воздействовать на других, возможностью и желанием получать доступ к тем или иным пространствам, наполненным чувственными ощущениями или лишенным их. В рамках круглого стола мы предлагаем обсудить пересечение проблематики культурных пространств и чувственных восприятий в контексте режимов власти в культуре раннего нового времени: конструирования, переживания, использования и репрезентации чувственных характеристик пространственного опыта как механизма гендерных, политических, социальных, религиозных и иных иерархий. На обсуждение предлагаются следующие темы:
чувственные характеристики пространств социального взаимодействия
сенсорный опыт гендерно и социально маркированных пространств
частное и публичное пространства и чувственные аспекты переживаемого опыта
локусы власти и политика чувственного воздействия
пространства сенсорной депривации как инструмент властных отношений
воображаемые пространства как пространства чувственных ощущений
пространства гиперсенсорного опыта и проблематика контроля
власть природы и власть над природой
искусство обмана чувств в пространственном измерении
пространства чувственной девиации
иерархия и взаимодействие пространств чувственного опыта в контексте повседневных практик
Просим вас присылать заявки на участие в круглом столе на электронный адрес редколлегии альманаха «Адам & Ева»genderhistory@gmail.com до 10 мая 2020 г. Заявка должна включать аннотацию доклада (до 300 слов) и краткие сведения об авторе.
31 Mar 2020
Start: | 10:00, 10.06.2020 |
End: | 18:00, 10.06.2020 |
Address: | Ленинский проспект 32 а |
© 2024 Institute of World History, Russian Academy of Sciences
Developed by bitberry.ru