Уважаемые коллеги!
Отдел исторической антропологии и истории повседневности ИВИ РАН приглашает вас на заседание семинара по исторической антропологии.
9 апреля (среда) в 16.00
в ауд. 1406 здания Президиума РАН (Ленинский проспект, 32а)
выступит
Марат Андреевич Астахов
с докладом
Метаморфозы бродячего сюжета «Чудо с туфлей» в XII–XX вв.
В докладе планируется обрисовать в общих чертах складывание и развитие в XII–XX вв. бродячего сюжета «Чудо с туфлей» (нем. Schuhwunder), толчком к изучению которого для автора послужило знакомство с суздальской иконой «Богоматерь Испанская» (1683–1686), запечатлевшей момент дарения ожившим изображением Девы Марии бедняку своей чудесной обуви в некоем храме в испанской провинции Кантабрия.
В основе легенды древние дохристианские представления об оживающих изображениях и статуях (были известны в Древней Греции, Риме, Индии), а также о волшебных дарах, и спасения с их помощью от беды. При этом, если судить по сохранившейся буддийской легенде VII в. н.э., одариваемый далеко не всегда мог быть благочестивым нищим, но и вором, ловкачом, героем-трикстером.
Христианство облагородило данный мотив. Место вора занял благочестивый паломник, скрипач и жонглер, а центральной идеей стала божественная милость даже к самым обездоленным, маргинализированным людям. Впервые легенда об оживающем распятии Иисуса Христа из Лукки (Volto Santo) и чудесном подарке паломнику-менестрелю встречается в двух источниках XII в.: отрывке «О серебряной обуви Святого Лика, данной чудесным образом некоему бедняку» («De calciamento sancti vultus argenteo cuidam paupero mirabiliter oblato») диакона Леобина (Лебоина) 1-й пол. XΙΙ вв. и дорожнике исландского аббата Николая (Nikulás Bergþórsson) 1150-х гг. Бедный скрипач, не знавший ни одной молитвы, в награду за свою искусную игру на музыкальном инструменте получает от ожившего деревянного распятия драгоценную туфлю.
В дальнейшем простой одноактный сюжет дарения туфли усложняется и драматизируется. В XIII в. появляется мотив выкупа обуви у менестреля епископом, в XIV в. – подозрения в краже, в XV – нач. XVI вв. – прямые обвинения, суд, смертный приговор и чудесное спасение бедняка посредством повторения чуда при свидетелях. Также в конце XV – начале XVI вв. чудо с менестрелем появляется в житийных рассказах о св. Вильгефортис (Кюммернис), о которой в докладе будет сказано отдельно.
С шутами, музыкантами, бродячими скоморохами взаимодействует и изображение Богоматери: в немецкой легенде XII в. шут в награду за игру на виоле перед изображением Богоматери в базилике во французском городе Рокамадуре получает от нее свечу, которая опускается прямо на его музыкальный инструмент. Это чудо в XIII в. описано двумя великими поэтами своего времени: французским монахом Готье де Куэнси и кастильским королем Альфонсо X Мудрым. С середины XIII в. известна легенда о «жонглере Богоматери», в которой жонглер-скрипач, не зная, как правильно молиться, вместо этого показывает свое искусство перед статуей Девы Марии, и та сходит с пьедестала и утирает ему пот платком. В классическом и позднем Средневековье также известны многочисленные сказания о туфлях Богородицы (например, башмаке Девы Марии из Суассона), однако нигде она не выступает их дарительницей, вплоть до начала XVII в., времени Католической Реформы и проработки марианского культа, когда впервые чудо дарения обуви благочестивому приписывается именно Богоматери. В таком виде эта история попала на Русь в конце XVII в.
В дальнейшем, в легендах XVII–XX вв. фигуры Иисуса Христа и Девы Марии как дарителей существуют параллельно. С конца XVIII в. и особенно в XIX – начале XX в., наряду с бытованием религиозных текстов и благочестивых народных преданий, появляются откровенные пародии на эту легенду, где нищий превращается в хитрого вора, как бы обнажая тем самым изначальный архетип легенды. Особой популярностью этот вариант истории (как с туфлей, так и другими атрибутами Богородицы, выступавшими в качестве «подарка» грабителю) пользовался в антирелигиозных изданиях Франции и Германии, а равно – в Советской России.
В рамках доклада будут рассмотрены цитаты из наиболее иллюстративных текстов и художественные произведения XII–XX вв., отразившие легенду о чуде с туфлей, отмечены важнейшие этапы складывания и развития этого сюжета. Автор предлагает слушателям поразмышлять о пластичности, многослойности бродячего сюжета, его способности легко трансформироваться и подстраиваться под нужды времени, плодить новые связанные истории, существовать параллельно в разных ипостасях, переходить из фольклора и устной традиции в письменные произведения и возвращаться обратно к народу в виде обновленных сказок и преданий.
Если Вам или коллегам нужен пропуск в здание Президиума РАН (Ленинский проспект, 32а) для очного посещения заседания семинара или чтобы получить доступ к онлайн-трансляции, зарегистрируйтесь, пожалуйста, по адресу odysseus1989j@gmail.com , указав ФИО и аффилиацию слушателя.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПАСПОРТ при визите в здание Президиума РАН!
Ждём вас на нашем семинаре!
03 Apr 2025
Start: | 16:00, 09.04.2025 |
End: | 18:00, 09.04.2025 |
© 2025 Institute of World History, Russian Academy of Sciences
Developed by bitberry.ru