АЛХИМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ФРАНСУА ОТМАНА

Seminars, "Люди и тексты"

Баязитова Гульнара Ильгизовна (кандидат исторических наук, доцент Тюменского ГУ), Сахарчук Иван Александрович (свободный исследователь)

ТЕМА: АЛХИМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ФРАНСУА ОТМАНА

Аннотация. В сохранившейся переписке французского кальвинистского публициста и юриста Франсуа Отмана (1524–1590 гг.) с Фридрихом III Благочестивым (1515–1576 гг.), курфюрстом Пфальца, сохранилось немало свидетельств об их совместных занятиях алхимией. Часть этой переписки опубликована еще в XIX в. Также существует письмо курфюрста к Отману, в котором очень подробно описываются алхимические опыты и определяется круг тех людей, которые разделяли это увлечение. Данное письмо хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и было до недавнего времени неизвестно широкой аудитории. О занятиях французского кальвиниста алхимией свидетельствует и другой факт. В 1576 г. было опубликовано второе издание сочинения «О металлическом искусстве» Иоанна Хрисиппа Фаниана, дополненное трактатом под заглавием «Ответ касательно справедливости алхимии» некого доктора Томаса Афронцина. В конце 70-х гг. XX в. французский историк Франсуа Секрэ (1911–2003 гг.) обнаружил практически идентичную рукопись, где автором был указан Франсуа Отман. Сравнение работ, принадлежащих перу Отмана и написанных на латинском языке, с двумя этими текстами позволяет уверенно говорить о том, что под псевдонимом «Томас Афронцин» действительно скрывается французский юрист. В таком случае «Ответ» позволяет нам реконструировать теоретические представления Отмана о характере преобразования веществ посредством алхимии. Настоящее сочинение представляет собой заочный спор с монахом-францисканцем, доктором гражданского и канонического права Анджело Карлетти ди Кивассо (1411–1495 гг.), считавшим алхимию ложным искусством и требовавшим привлекать практикующих её к суду; на основании свидетельств Фомы Аквинского, энциклопедии Суда и Плиния Старшего, а также оперируя в доказательной базе номиналистским подходом, Отман/Афронцин утверждает алхимию искусством естественного характера, во взглядах своих сближаясь со средневековыми арабскими учёными. После разрешения для себя этого вопроса, ссылаясь на canon Episcopi, фрагменты обычного права из собрания Extravagans и положения римского права, он делает вывод и о законном характере занятий алхимией.

11 Jan 2024

АЛХИМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ФРАНСУА ОТМАНА
Start: 16:00, 28.02.2024
End: 18:00, 28.02.2024

Leninsky Prospekt 32A, Moscow, 119334
8 (495) 938-13-44
dir@igh.ru

© 2024 Institute of World History, Russian Academy of Sciences

Developed by bitberry.ru