Александр Чубарьян об исторической правде, отношении к воинам-победителям и «научной дипломатии» в интервью "Известиям"

IWH in the media

В 2019–2020 годах в нашей стране и за рубежом будут широко отмечаться несколько дат. Все они связаны с окончанием и подведением итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной. 75 лет назад, в 1944 году, началось освобождение стран Центральной, Восточной и Северной Европы от нацизма.

Этой теме была посвящена открывшаяся 8 апреля международная конференция, в которой приняли участие около 20 иностранных ученых из стран Центральной и Восточной Европы — это Польша, Чехия, Болгария, Сербия, Румыния; были там представители Германии, Франции, Италии, Израиля, Норвегии, Литвы, Эстонии.

О чем они говорили и с чем связано такое внимание к теме? С одной стороны, это часть общей проблемы разгрома нацизма, который оказал огромное влияние на судьбу всего мира в XX веке, избавив его от смертельной угрозы. С другой стороны, это связано и с тем, что в некоторых странах довольно сильна тенденция к переписыванию истории.

Многие участники конференции говорили о специфике разгрома фашизма в своих странах, о деятельности союзных контрольных комиссий. В то же время не была оставлена без внимания тенденция последних лет в ряде стран избегать термин «освобождение», заявляя, что советская оккупация сменила германскую.

Такая точка зрения в некоторых странах Центральной и Восточной Европы даже становится почти официальной. Выступающие на конференции говорили, что сам термин «освобождение» в этих странах стараются не употреблять.

Сторонники такой точки зрения апеллируют к тому, что в странах Восточной и Центральной Европы под влиянием Советского Союза установились просоветские режимы и модели. Видимо, так и было.

Но освобождение-то произошло! Если бы его не было, сомнительно, что страны сохранились бы как государственные независимые образования. Да и всё, что произошло в странах Восточной Европы, было результатом не только действий Советского Союза. Установление правительств в этих государствах было санкционировано межсоюзническими решениями стран антигитлеровской коалиции.

Более миллиона солдат и офицеров Красной армии погибли, освобождая страны Восточной Европы от нацизма. В одной только Польше мы потеряли 600 тыс. человек. И люди, которые отдали свои жизни, теперь становятся заложниками политических спекуляций. Аморально ради того, чтобы по-другому оценить установленные когда-то в этих странах режимы, вычеркивать из исторической памяти людей, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом.

С этим связана еще одна интересная вещь, которую некоторые сейчас называют альтернативной историей. Люди задаются вопросом: что бы было, если бы было иначе? К сожалению, в начале 1990-х годов даже в нашей стране некоторые историки выдвинули идею, что нам надо было освободить территорию Советского Союза и на границе остановиться.

На конференции отмечалось, что, во-первых, это не привело бы к разгрому германского фашизма и, во-вторых, не устраивало наших союзников, которые хотели иметь Восточный фронт, чтобы с 1944 года действовать успешно на Западном фронте. Любые другие решения были невероятны в этих обстоятельствах.

В сентябре исполнится 80 лет со дня начала Второй мировой войны, и можно ожидать всплеска новых попыток представить Советский Союз одним из виновников ее развязывания. Будет попытка реанимировать интерес к пакту Молотова–Риббентропа. Думаю, это требует большого внимания со стороны объективных историков в мировом сообществе.

Историческая память предполагает бережное отношение к тому, что происходило, и, в частности, к символам той эпохи. Но в ряде стран идет переименование улиц и снос памятников. Под предлогом, что это свидетельства просоветских социалистических режимов, сносятся монументы, установленные в честь людей, погибших в годы Второй мировой войны.

Есть и положительные примеры. Это Австрия, Германия, где действуют программы по сохранению памяти. Существуют организации, занимающиеся уходом за могилами, приведением их в порядок. Австрия установила 80 тыс. имен солдат и офицеров Красной армии, похороненных на территории страны. Это огромная работа, гуманная акция. Хорошо, чтобы этому примеру следовали и другие страны.

В Израиле, например, каждый год 9 мая проходят военные парады, там отмечают годовщину Победы. В этом государстве даже нет вопроса о забвении чего-либо. Так что всё зависит от внутренней политики той или иной страны.

История рано или поздно всё расставляет по своим местам. Я помню период холодной войны, но такого накала страстей, как сейчас, не было даже тогда. Экспертное сообщество на самых непримиримых позициях — нашей и Соединенных Штатов — обсуждало вместе пути выхода из кризиса.

В настоящее время нужна активизация экспертного сообщества, нужно то, что сейчас принято называть научной дипломатией. Необходимо думать и предлагать правительствам различные варианты, чтобы остановить накал страстей, попытки обвинить Россию во всех смертных грехах, которые делаются в некоторых странах.

Есть сакральные вещи, святые для каждой страны, а есть и святые для всего мира. Еврейские организации и израильские коллеги добились того, что выступать с оправданием холокоста считается не только юридически преступным, но и аморальным. Думаю, что освобождение Европы от нацизма требует такого же отношения. И то, что мир был спасен от этой страшной угрозы, должно стать и правовым, и моральным императивом.

 

11 апреля 2019, Известия

Беспристрастная память

 https://iz.ru/865894/aleksandr-chubarian/bespristrastnaia-pamiat    

11 Apr 2019

Александр Чубарьян об исторической правде, отношении к воинам-победителям и «научной дипломатии» в интервью "Известиям"

Leninsky Prospekt 32A, Moscow, 119334
8 (495) 938-13-44
dir@igh.ru

© 2024 Institute of World History, Russian Academy of Sciences

Developed by bitberry.ru