В Казани состоялось совещание Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания

СМИ о нас

Материал Казанского федерального университета:

"Круглый стол, посвященный перспективам развития гуманитарного знания в упомянутых областях, прошел 1 апреля на базе Института международных отношений КФУ в рамках совещания Всероссийской ассоциации учителей и обществознания.

Модератором круглого стола  выступил председатель Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

В ходе мероприятия ведущий научный сотрудник ИВИ РАН Ольга Воробьева, обращаясь к коллегам, отметила, что сегодня профильные учреждения страны, занимающиеся развитием исторического образования, нуждаются в адресной поддержке. Развитие научных школ и их проектов в этой области должно стать одной из приоритетных задач для государства, поскольку сфера гуманитарного знания сегодня имеет беспрецедентное значение для формирования общества и человека как личности. Не менее важно внимание и к проблемам педагогов – несмотря на все большее внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, донесение исторического знания – это работа, прежде всего, учителя, преподавателя, необходимо живое общение учителя с учеником, а значит, личность педагога и трудности, с которыми он сталкивается, не уходят с повестки дня.

В том же русле проходило и выступление и.о. ректора Казанского государственного института культуры и искусств Розы Ахмадеевой, обозначившей, что эффективность внедрения новых технологий и методик преподавания напрямую зависит от преподавателя, который занимается этой работой. А, следовательно, актуальным остается вопрос и о проведении курсов повышения квалификации, ведь нужно идти в ногу со временем. На эту тему высказались сразу несколько спикеров. Резюмируя сказанное ими, Александр Чубарьян обозначил, что, если ранее продолжительность подобных курсов составляла порядка трех-четырех месяцев, то сегодня речь идет в среднем всего о двух неделях, и, следовательно, встает вопрос о качестве таких курсов. По мнению председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание и проработать ее решение – возможно, речь пойдет о создании сети специальных сертифицированных центров, на базе которых будет проводиться переподготовка и которые будут работать по стандартизированной программе.

Не забыли участники круглого стола и о необходимости создания системы мер поддержки преподавателей и потенциально возможном снижении нагрузки вузовского преподавателя, выделении времени на разработку собственных образовательных, популяризаторских проектов. Об этом говорила заведующий кафедрой истории Удмуртии, археологии и этнологии Института истории и социологии Удмуртского государственного университета Ольга Мельникова. А пример действующего популяризаторского проекта представила профессор кафедры истории и культуры зарубежных стран историко-географического факультета Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова Татьяна Иванова. «Мой город – Чебоксары» - проект, направленный на юную аудиторию, - в нестандартной форме рассказывает об истории родного края и города, привлекая внимание школьников к тому, что за будущее этого места несут ответственность именно они и именно им под силу реализовывать свои идеи, развивая эту территорию. Проект, по словам представителя ЧГУ, нуждается в поддержке властей, а опыт в его реализации можно транслировать и на другие регионы.

Опыт Татарстана в различных сферах, как известно, часто выходит за пределы республики, успешно приживаясь и в рамках иных территорий. Не стал регион исключением и в области развития исторического и обществоведческого знания. Причем речь идет как о прошлом, так и о настоящем. К примеру, академик Академии наук РТ Индус Тагиров обратил внимание коллег на большое значение в рамках преподавания вопросов из области межнациональных отношений. Они крайне актуальны, поскольку Россия является многонациональной страной, и доведение до учащихся мысли о необходимости мирного сосуществования и примерах решения тех или иных острых вопросов в формате диалога трудно переоценить. В качестве примера он привел ситуацию с разработкой и подписанием федеративного договора между Татарстаном и Россией в 1994 году, рассказав о своей роли в этом процессе и отметив, что на этот опыт и по сей день равняются в решении проблем из сферы межнациональных отношений.

Важен и непосредственно опыт Татарстана в развитии педагогического исторического образования. Так, как известно, сегодня в КФУ создается полноценный кластер в этой области, сосредоточенный в стенах сразу двух институтов – Института международных отношений и Института психологии и образования. Об этом сегодня говорил директор ИМО КФУ Рамиль Хайрутдинов. И этот процесс постоянно получает развитие – непосредственно в дни проведения совещания Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания в Казанском университете открывается кафедра исторического и обществоведческого образования – базовая кафедра Института всеобщей истории РАН, которая призвана стать научно-методической площадкой Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания по развитию регионального компонента гуманитарного образования. Научным руководителем кафедры станет Александр Чубарьян.

Кроме того, в регионе сегодня разрабатывается обновленный учебный комплекс по истории Татарстана, который, безусловно, может стать примером для преподавания региональной истории по всей России. Проект коллегам презентовал заведующий кафедрой регионоведения и евразийских исследований Раиль Фахрутдинов. Помимо собственно учебных пособий, в рамках проекта был создан электронный атлас истории татарского народа и Татарстана, который позволяет наглядно представить богатейшую историю татарского народа и Татарстана, проследить достижения народов Татарстана, взаимообогащение культур и цивилизаций, разработана система видеоуроков, акцентирующая внимание на значимых деталях того или иного периода в мультипликационной форме, а также дан старт разработке серии научно-просветительских игр.

И, несомненно, во всех этих процессах по всей стране особая роль отведена Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. Именно она, как отметил, директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков, призвана быть связующим звеном между школой и вузом. А заведующий кафедрой всеобщей истории и культурного наследия Института исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы Гюльнара Обыденнова заявила о значимости ведения ассоциацией координирующей работы, определении повестки дня для всех историков страны на тот или иной период".  

Автор: Алина Искандерова

Фотографии: КФУ

03 апр. 2019

В Казани состоялось совещание Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания